Основной продукт "Систем Компьютерного Зрения" - ViEye - распознает обыкновенные человеческие жесты и позволяет с их помощью управлять разными устройствами. Бытовому потребителю подобные технологии знакомы на примере игровых консолей (например, Kinect на приставке Microsoft xBox занимается ровно тем же), однако их спектр применения намного шире: технология может применяться в электронике, медицине, автомобильной индустрии и в оснащении умных домов. Отличие ViEye от прославленных конкурентов - в дешевизне решения, высокой точности работы, гибкой настройке, а главное, возможности работать при любых погодных условиях.
История "Систем Компьютерного Зрения" началась в 2007 году, когда представители немецкого автомобильного концерна обратились в компанию "Ланит-Терком" с проектом разработки автомобильной системы распознавания образов. Благодаря сотрудничеству с механико-математическим факультетом Санкт-Петербургского университета, у "Ланит-Терком" была необходимая техническая база и доступ к научным разработкам. В отличие от традиционных автомобильных проектов, когда необходимо "видеть" статические объекты вроде дорожной разметки, или других неподвижных машин во время помощи при парковке, система, заказанная концерном, должна была распознавать движущиеся объекты по их типу, определять скорость и реагировать в случае возможного пересечения траекторий движения. Система, разработанная на основе стереозрения, должна была работать в любых погодных условиях, при плохой освещенности и соответствовать жестким нормам надежности, существующим в автомобильной отрасли.
Уже в 2009 году разработчикам стало понятно, что, кроме вопросов автомобильной промышленности, решение можно использовать для управления домашними устройствами. Именно тогда было принято принципиальное решение разработать технологию по распознаванию жестов на основе стереокамер, своеобразную виртуальную компьютерную мышку, которая освободит простого пользователя от громоздких пультов и устройств и даст ему возможность управлять телевизором, компьютером и прочими девайсами с помощью привычных жестов рук.
Разработчики утверждают, что для уверенной работы ViEye сгодятся две стандартные недорогие камеры (подойдет даже лицевая камера на смартфоне или, скажем, встроенная web-камера ноутбука), а также цифровой процессор с программным обеспечением, который может быть выполнен на основе компьютера, планшета, смартфона или специального чипа. Освещения должно быть достаточным для захвата изображений, но какой-то определенный источник света не требуется, так что ViEye работает и в сложных погодных условиях, при дожде или ярком солнечном свете. Вся сложность системы заключается именно в программной начинке.
Распознавание жестов происходит на основе определения и соотнесения друг с другом уникальных точек каждого объекта, что выгодно отличает ее от конкурентов - многие аналогичные системы используют стандартную модель человека, что усложняет калибровку и вносит ограничения в количество жестов. При этом одна из камер может даже быть настроена неверно, алгоритм ViEye автоматически скорректирует полученные данные. Расстояние до объекта рассчитывается при помощи комбинирования методов триангуляции по параллаксу и определения количества движения. Система пассивна: она не создает никакого излучения, подобного, например, пространственному сканеру Kinect, а значит, несколько таких систем могут использоваться в одном помещении без угрозы помех.
В 2011 года ООО "Системы компьютерного зрения" выделились в дочернюю компанию "Ланит-Терком" и вошли в число резидентов инновационного центра Сколково. Объем привлеченных инвестиций на конец 2012 года составил около $3m, штат компаний вырос с 5 до 40 сотрудников. По словам Владимира Уфнаровского, генерального директора "СКЗ", к апрелю 2013 года в компании планируют создать чипы, которые будут встраивать в различные устройства, добавляя в них объемное меню и управление жестами. К этому же времени "СКЗ" собирается получить патент и будет готова заключать договоры на поставку и техническое обеспечение продукта для российских и международных компаний.
Владимир Уфнаровский считает, что одним из перспективных направлений использования ViEye является рынок наружной рекламы, то есть интерактивные витрины магазинов и супермаркетов. Посетители сами смогут управлять изображением в таких витринах, просматривая модели новой коллекции или перелистывая горячие предложения. Кроме того, на сайте "СКЗ" описан проект "Умные очки", который также основан на ViEye и, судя по описанию, подходит для управления очками Google Goggles. Помимо бытового использования очков, разработчики предполагают его использование сотрудниками спецслужб: например, они смогут мгновенно получить все данные о человеке или транспортном средстве, просто посмотрев на него.
По словам Уфнаровского, сейчас "СКЗ" выходят на финальную стадию вывода ViEye на рынок. Однако, судя по отзывам компаний, получивших образец продукта для тестирования, некоторые недостатки, препятствующие выходу технологии в массы, еще предстоит преодолеть. К примеру, Александр Соболев, представитель компании 3D-решений Stereoscape, в отзыве на ViEye отметил "высокие требования к железной части" и "необходимость профессиональной настройки каждого образца перед установкой". Кайн Хуанг (Kayn Huang) из Asus также указал на высокую загрузку процессора при обработке данных. Тем не менее, все рецензенты высоко оценили перспективность технологии, при условии устранения описанных выше недостатков.
1. Название: ООО "Системы Компьютерного зрения", Computer Vision Systems LLC.
2. Сайт: www.compvisionsys.com
3. Концепция проекта: сделать управление жестами (распознавание жестов) максимально дешевым, доступным и работающим в любых условиях
4. Уникальное торговое предложение: нам для распознавания жестов нужны всего лишь две веб-камеры и никакого дополнительного оборудования - наша технология работает и при солнечном свете, и в дождь, и в снег, оборудование максимально дешево, компактно и энергоэффективно
5. Дата основания: компания - май 2011, исследования ведутся с 2000 года
6. Финансирование: $3m - 50/50 грант Сколково и инвестиции Холдинг Ланит
7. Планы по развитию: в начале 2013 старт продаж интерактивных витрин/интерактивной рекламы на основе нашей технологии, дальнейшее развитие направлений по управлению компьютерами, телевизорами, решение для "умных очков"
8. Контакты: Владимир Уфнаровский, гендиректор Системы Компьютерного Зрения vladimir.ufnarovsky@compvisionsys.com