- Вадим Витальевич, какие "налоговые результаты" продемонстрировала наша страна в 2012 году?
- Налоговую ситуацию в России, пожалуй, нельзя отнести ни к первой, ни ко второй общемировым тенденциям, хотя некоторые закономерности можно "вывести": налоговая нагрузка на бизнес в текущем году не увеличивалась, законодательство не подвергалось таким частым изменениям, как в 2011 году (16 изменений и дополнений в НК РФ), развивались электронные сервисы и пр. В целом результаты неплохие. Во Всемирном рейтинге Doing Business за год РФ поднялась по показателю "Налоговое администрирование" со 105-й на 64-ю позицию: время, которое бизнес тратит на уплату налогов, сократилось с 290 до 170 часов. Улучшить в будущем эти показатели (ориентировочно до 120-150 часов к 2018 году) призвана новая "Дорожная карта" Агентства стратегических инициатив "Совершенствование налогового администрирования", одной из целей которой как раз и является сокращение форм отчетности, дальнейший переход на электронный документооборот, корректировка специальных налоговых режимов. Ряд предложений Торгово-промышленной палаты по либерализации налогообложения малого бизнеса получил свое отражение в этом документе.
- Можете привести цифры?
- По данным ФНС России, за последние годы охват выездными проверками налогоплательщиков снизился и составил около 1%, что соответствует показателям развитых стран. Уменьшилось количество жалоб налогоплательщиков: за 9 месяцев 2012 года в налоговые органы поступило 23,6 тыс. жалоб юридических лиц (на 9,5%, меньше, чем за аналогичный период 2011 г.). Количество же судебных споров с юридическими лицами снизилось за это время примерно на 20%. Планируется, что в будущем все налоговые споры будут подлежать сначала досудебному урегулированию.
- Какие изменения законодательства в этом году можно считать знаковыми для бизнеса?
- Отмечу принятые летом поправки в НК РФ о реформировании специальных налоговых режимов (94-ФЗ). При рассмотрении проекта нам удалось сохранить до 2018 года действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек. Палата также поддержала в 2012 году пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Это было сделано, чтобы нивелировать некоторые их издержки в связи с вступлением России в ВТО.
- Как вы оцениваете Основные направления налоговой политики до 2015 года?
- В целом они не вызывают у палаты концептуальных возражений, но и не привносят каких-либо серьезных новелл в части налогового стимулирования бизнеса, процессов привлечения инноваций и инвестиций. Мы, в частности, не поддерживаем тезис о том, что задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. В этом процессе делать акцент следует не на количественные, а на качественные показатели, то есть активнее создавать механизмы эффективного и справедливого налогообложения, привлекать к такой работе бизнес. Позитивным представляется положение о том, что из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование, поддерживаются меры по упрощению налогового учета и др.
Отдельно хотел бы выделить так называемые антиофшорные меры: при их разработке важно не перегнуть палку, как это у нас часто бывает, в сторону одних лишь репрессивных норм. Чтобы прекратить "бегство капитала", а это, по оценкам экспертов, примерно 80-85 млрд руб. в 2012 году, необходимо законодательно закрепить правила и инструменты противодействия злоупотреблению нормами налогового законодательства. При этом следует использовать не только опыт, накопленный российскими государственными арбитражными судами, но и подходы, выработанные в практике Европейского суда по правам человека и Суда Европейского союза. Должны быть предприняты меры, которые позволили бы бизнесу увеличить горизонт налогового планирования, а именно: расширена возможность налогоплательщика получать официальные предварительные заключения о налоговых последствиях сделок, реорганизационных процедур, инвестиционных проектов.
- До конца года еще есть время. Что можно успеть сделать и каковы приоритеты в налоговой сфере на следующий год?
- Желательно, чтобы в 2012 году были приняты находящиеся на рассмотрении в Госдуме поправки в НК РФ (проект N 64159-6), направленные на расширение использования в налоговой сфере института банковской гарантии, уточнение отдельных полномочий налоговых органов при взыскании налогов, увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок и др. Ко второму чтению проекта, которое запланировано на 18 декабря, палата предложила уточнить права налогоплательщиков получать не копии, а оригиналы актов налоговых проверок, решений налоговых органов; увеличить с 5 до 10 дней срок ознакомления лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, и др.
До конца текущей сессии Госдумы может быть принят в первом чтении правительственный проект закона об изменениях в Закон "О бухгалтерском учете", предусматривающий ужесточение мер в отношении организации ведения бухучета, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов. Введение таких правил обусловлено тем, что с февраля 2012 года РФ присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Проект также уточняет положения указанного закона в части освобождения от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД, что ТПП РФ поддерживает.
- Каковы первоочередные меры по совершенствованию законодательства в 2013 году?
- Одна из них - создание благоприятных условий для иностранных и отечественных инвесторов. На наш взгляд, при реализации "основных направлений" необходимо пересмотреть планы по исключению из НК РФ пп. 3.4 п. 1 ст. 251 в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации. Это лишит инвесторов возможности в сжатые сроки увеличивать чистые активы организации, тем самым инвестируя дополнительные средства в компанию без необходимости проведения сложной процедуры по увеличению уставного капитала.
Предлагается также освободить от налога на прибыль организации и от налога на добавленную стоимость операции, связанные с вложением участниками (акционерами) имущества в добавочный капитал общества, и операции, связанные с возвратом такого имущества участникам (акционерам) при выходе из общества или при его ликвидации. Соответствующий проект разработан ТПП РФ и направлен на межведомственное согласование.
Палата последовательно выступает за введение прямой "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль, когда часть налоговой базы, инвестируемая в расширение или восстановление основных фондов производственного назначения, освобождается от налогообложения. Сохраняется острая необходимость введения в законодательство "дедушкиной оговорки" - правила, когда при реализации всех инвестпроектов сохраняются прежние размеры налоговой нагрузки и режимы инвестирования в случае их изменения в сторону ухудшения. Такое правило придало бы необходимое чувство стабильности инвесторам.
Другой действенной мерой поддержки реального сектора экономики может стать освобождение от налога на имущество организаций не только вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, но и уже эксплуатирующихся объектов промышленных предприятий, модернизируемых для повышения энергоэффективности.
Есть еще одна проблема, требующая не столько законодательного решения, сколько судебного толкования. С I квартала 2011 года многим предприятиям, оказывающим услуги транспортной экспедиции, в том числе и резидентам ТС, налоговыми органами было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость. Их позиция основана на том, что нулевая ставка НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг, предоставляемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, применяется только в случаях, когда экспедитор перевозит товар заказчика лично либо заключает договор перевозки в интересах заказчика с третьим лицом. Однако, на наш взгляд, данная позиция не основана на буквальном толковании положений статьи 164 НК РФ. Получилось, что в результате изменений, внесенных в указанную статью НК РФ, положение налогоплательщиков ухудшилось. Необходимо выработать единый подход к трактовке данной нормы, учитывающий мнения всех сторон.