"Мы ясно видим и то, что в мировой политике сохранились и прежние штампы, и стереотипы, и подчас стойкое нежелание слышать мнение партнеров по диалогу. Видим и продолжающиеся попытки использования "двойных стандартов" в сфере демократии", - заявил, выступая на форуме, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, назвав в качестве примера "закон Магнитского". Удивительно, по мнению российского спикера, что нравоучения другим государствам дает страна, создавшая "на территории ряда государств тайные тюрьмы, в которых творится беззаконие и произвол, в которых заключенные подвергаются пыткам, как в средневековье".
Министр иностранных дел Сергей Лавров продолжил разговор о двойных стандартах и "антироссийской выходке" США, выразив уверенность в том, что Федеральное Собрание РФ даст на нее адекватный ответ. "Россия не отказывается обсуждать проблемы в правочеловеческой сфере, но это нужно делать на равноправной основе", - заметил Лавров. Оценивая развитие современной демократии, глава МИДа обратил внимание участников форума на то, что "стремление вернуться к собственным цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политические и социально-экономические обновления в обществе зачастую проходят под лозунгом насаждения исламских ценностей". Однако он предостерег от попыток в этих условиях продавливать односторонние подходы и насильственно насаждать демократию какого-то одного образца. Как полагает министр, такие попытки лишь провоцируют напряженность и межгосударственные противоречия, разжигают национальную, религиозную рознь.
"Россия постоянно подчеркивает необходимость не создавать новые разделительные линии - с тем, чтобы не допустить политических кризисов", - уточнил позицию Госдумы Сергей Нарышкин. Он напомнил, что в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ была разработана конвенция "О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ". Эта конвенция, принятая в 2002 году, подписанная главами восьми государств Евразии, "во многом определяет проведение выборов в наших странах". Россия предлагала принять аналогичную общеевропейскую конвенцию. "Однако готовности взять на себя подобные юридические обязательства - со стороны наших европейских партнеров проявлено не было", - с сожалением сказал спикер Госдумы.
"Как вы знаете, - обратился Нарышкин к участникам парламентского форума, среди которых были представители 23 стран, - на территории Евразии активно идут процессы экономической интеграции, востребованные нашими народами и приносящие реальную пользу нашим гражданам. Важную роль в них играют и парламенты. На этом фоне выглядят странными попытки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто заявлять о вмешательстве и противодействии этим позитивным процессам. Такое беспардонное поведение напоминает неуклюжую походку хромой утки".
Сергей Нарышкин предложил участникам форума выступить с инициативой разработки всемирной конвенции, определяющей современные стандарты демократических выборов и обеспечения избирательных прав граждан. Это тем более важно в нынешних условиях, когда, по словам Нарышкина, "практически все современные общества столкнулись с проблемой частичной потери доверия населения к традиционным схемам функционирования демократических систем".
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала свой взгляд на то, как вернуть доверие граждан к демократическим институтам российской власти. Она полагает, что нужно продолжить реформирование Федерального Собрания. И прежде всего очень внимательно обсудить переход на смешанную систему выборов в Госдуму. "Как председатель палаты регионов хочу особо отметить, что эта мера представляется мне весьма значимой, - сказала Матвиенко. - Она позволит каждому субъекту Федерации иметь свое, так сказать, региональное, а не только партийно-политическое представительство в нижней палате парламента". Что касается нового порядка формирования самого Совета Федерации, то Матвиенко назвала его "наиболее оптимальным с учетом существующих конституционных норм". Он дает возможность избирателям в субъектах РФ принимать непосредственное участие в избрании своих представителей в Совет Федерации".