К моменту получения диплома Максим накопил достаточную теоретическую базу и сформировал проект, который зарегистрировал на молодежном форуме Селигер 2010. "Приглашение к участию стало для меня неожиданностью, но главным сюрпризом от организаторов было требование привезти прототип устройства для демонстрации", вспоминает Максим. Буквально за пару недель при помощи брата и отца он собрал первый функционирующий образец дисплея и отправился на форум. На начальном этапе устройство Displair представляло собой комбинацию проектора и собственно безэкранного дисплея, позволяющую просто получать изображение с компьютера.
Несмотря на то, что первый экземпляр оставлял желать лучшего, на форуме на него обратил внимание тогдашний президент РФ, Дмитрий Медведев, а вслед за первым лицом разработкой заинтересовались и журналисты, и бизнесмены.
Вдохновленный успехом, Максим приступил к активному развитию проекта. Команда, собранная из знакомых, работала на чистом энтузиазме, и к 2011 году изготовила первый успешный опытный образец дисплея с применением технологии multi-touch для управления изображением с помощью жестов. Эта система способна регистрировать одновременно до полутора тысяч прикосновений со временем отклика менее 0,2 секунды, что позволяет использовать устройство многим пользователям одновременно. Основу для изображения составляет поток воздуха толщиной 4 милиметра с микрочастицами воды. Размер частиц настолько мал, что при столкновении с физическими телами - пальцами пользователя или любыми другими предметами - за счет поверхностного натяжения они остаются твердыми, не оставляя мокрых следов.
С таким образцом астраханцы выиграли все возможные российские инновационные конкурсы, включая "Кубок Техноваций-2011", "Система Саров-2011" и Зворыкинскую премию, и получили мировую известность.
"После того, как о российском проекте написали TechCrunch и Mashable, почта компании буквально разорвалась: инвесторы, доброжелатели и просто желающие узнать, где и когда можно будет купить новинку, засыпали нас письмами", - рассказывает операционный директор Displair Андрей Мельников.
Несмотря на возникший вокруг проекта ажиотаж, первые сторонние деньги Displair привлек только в начале 2012 года. Посевной раунд инвестиций принес молодой компании $146 000, которые были потрачены на аренду первого офиса и наем персонала. Сейчас в штате компании более 50 человек.
Последовавший вслед за этим дополнительный транш на миллион долларов был пущен на организацию опытно-производственной площадки и доведение прототипа до коммерческого варианта, а также на подготовку рынка. "Для принципиально нового уникального устройства необходимо сформировать международную сеть, чтобы не продавать их поштучно в своем регионе", поясняет Максим.
Прототип подобного устройства известен в мире с начала 2000х годов - финская компания Fog Screen первой выпустила проекционную систему, использующую в качестве дисплея поток воздуха с частицами воды, однако существенный минус этого решения - крайне ограниченная интерактивность, для которой финны используют Kinect (разработка Microsoft для игровой консоли Xbox), обладающую рядом недостатков.
Кроме Финляндии, развитием технологии "воздушного экрана" занимаются еще американские и российские компании, однако команда Displair не считает их своими конкурентами в силу ряда причин. "Во-первых, на сегодняшний день их продукты гораздо менее компактны - масса устройств варьируется от 80 до 200 килограммов, в то время как наша система весит порядка 10", перечисляет Андрей. "Второй существенный фактор - это интерактивность устройств.
Никто, кроме Displair, не предлагает multi-touch-управление, только single-touch взаимодействие. И последнее - это целевая аудитория. Из всех компаний, разрабатывающих "воздушные экраны", только Displair ориентируется в итоге на массового потребителя, в то время как остальные сфокусированы на бизнес-сегменте, в первую очередь - на шоу-бизнесе и рекламных компаниях".
Настоящими конкурентами в Displair считают производителей LCD, LED и touch-screen дисплеев. "Кроме нашего стремления выйти на потребительский рынок с этой технологией, есть и другие факторы, свидетельствующие об этом. Так, в Японии крайне малым успехом пользуются общественные touch-screen терминалы, например, оплаты услуг или покупки билетов. Возможно, эта брезгливость - особенность национального менталитета. В этой ситуации, а также в любой другой, требующей гигиеничности прикосновений, как нельзя лучше подойдет технология воздушного дисплея", - рассуждает Андрей.
Сейчас компания занимается подготовкой к производству первой коммерческой версии устройства и параллельно - усовершенствованием технологий и расширением модельного ряда продуктов. Производство Displair планируется наладить в особой экономической зоне Зеленограда, а первый выпуск продукции намечен на весну следующего года.
Несмотря на интересные предложения от мировых лидеров вроде Samsung или LG о совместной разработке технологии, российские бизнесмены не торопятся делиться своими секретами и предпочитают сохранить всю компанию и продукт в своих руках.
"После того, как проект привлек первые инвестиции, мы имеем возможность и желание создать по-настоящему сильную компанию, поэтому большое внимание уделяем подбору сотрудников", - продолжает Андрей. "Можно говорить, что в смысле кадров мы переросли и региональный, и российский уровень. У нас уже работают сотрудники топового по мировым меркам уровня в R&D и финансах, и развивать компанию мы также планируем за счет привлечения лучших людей".
1. Название: Displair
2. Сайт: Displair.ru, displair.com
3. Описание: Displair – это интерактивный безэкранный дисплей, который выводит в воздух любое изображение, полностью проницаемое для физических объектов. В устройство встроена оптическая система multi-touch, которая позволяет управлять изображением в воздухе с помощью жестов, а также система ароматизации изображения с возможностью быстрой смены запахов
4. Уникальное торговое предложение: Первый в мире интерактивный воздушный дисплей с системой multi-touch
5. Дата основания: Август 2010 года
6. Финансирование: Посевной раунд инвестиций - $146 000, дополнительный транш - $1 000 000. Инвесторы - Leta GIV, Эстер Дайсон, Адриан Энни (EWDN), Бастиан Годска (Acrobator), Антон Карасевич, Александр Бадерко и др.
7. Планы по развитию: Март 2013 – старт международных продаж. В планах – выпуск нового продукта каждые полгода. Выход на потребительский рынок к 2018 г.
8. SWOT-анализ:
S
1. 1. проницаемость экрана
2. 2. full multi-touch
3. 3. возможность передачи запахов
W
1. 1. качество изображения
2. 2. экран не стабилен (на открытом воздухе допустимая скорость ветра – до 5 км/ч)
3. 3. использование проектора – слабое место, невозможность использования на солнце
O
1. 1. Высокий спрос на технологию у бизнеса – реклама и интерактив, BTL, терминалы, дизайн
2. 2. В течение 5 лет выйти на потребительский рынок (1% рынка TV и Touch = $billions)
T
1. 1. Конкурентное поле развития технологий (1/3 патентов регистрируются в области 3D, экранов, дистанционного управления ит.д.)
2. 2. Возникновение новых конкурентов, в том числе – технологических компаний-гигантов
9. Контакты: СОО Андрей Мельников a.melnikov@displair.com, +7 967 821 33 30 Account Manager Альберт Еналеев a.yenaleev@displair.com, +7 917 180 99 70 International Communications Елена Гусарова e.gusarova@displair.com, +7 8512 49 25 23 Public Relations Данил Тихомиров d.tikhomirov@displair.com, +7 903 378 61 60