Напомним, НРПЗ был основан при поддержке Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Основная идея рейтинга заключалась в формировании системы непрерывного мониторинга состояния и тенденций национального рынка закупок. Специалисты НРПЗ намеревались поддерживать развитие Федеральной контрактной системы (ФКС) и предоставить разработчикам законопроекта дополнительную систему анализа, которую специалисты уже начали разрабатывать исходя из тех материалов, которые имеются на данный момент. Рейтинг прозрачности 2012 года стал для НРПЗ реперной точкой для подведения 7-летних итогов работы N94-ФЗ. Исследование показало и эффективность работы электронных торгов на всех уровнях закупочной деятельности.
Участниками рейтинга являются 300 государственных и коммерческих структур. Экспертами были изучены и оценены 79 федеральных органов исполнительной власти, администрации 83 субъектов РФ, 50 крупнейших муниципальных заказчиков РФ, более 100 крупнейших субъектов N223-ФЗ и более 70 крупнейших российских компаний частного сектора.
По итогам исследования были сделаны оценочные выводы об основных показателях национального рынка закупок России в 2012 году. В частности, динамика снижения потерь при размещении заказа сохранилась и, в зависимости от субъекта размещения закупок, составила 4-6%, что в финансовом выражении избавило бюджеты всех уровней от лишних затрат на миллиарды рублей. Вступление в силу N223-ФЗ также оказало прямое влияние на показатели рынка закупок.
По оценкам экспертов НРПЗ, в 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, в то время как доля закупок государственного сектора составила лишь 31,7%. Стоит отметить, что государственный сектор удерживает лидерство по доле торгов с гарантировано высоким уровнем прозрачности: 26,5 % - у государственных заказчиков, против 15,3 % - у корпоративных заказчиков. Такое соотношение обусловлено в первую очередь давностью перехода госорганов на N94-ФЗ, но с развитием сферы применения N223-ФЗ аналитики рейтинга прогнозируют значительные изменения тренда уже в 2013 году. Отмечен и рост уровня конкуренции на торгах. В 2012 году в одной торговой процедуре участвовало в среднем 3 организации на федеральных закупках и 3,3 организации на закупочных процедурах региональных заказчиков.
Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте госзакупок стали Москва, традиционно занимающая лидирующую позицию в рейтинге, а так же Республика Башкортостан и Тюменская область, продемонстрировавшие значительную динамику роста прозрачности закупок в 2012 году. Республика Бурятия, Рязанская область и Кемеровская область имеют самый низкий показатель прозрачности в системе размещения заказа. Ознакомиться с полученными сведениями выразили желание структуры, связанные с регулирующей и контролирующей деятельностью в области закупок и расходования бюджетных средств, - ФАС, минэкономразвития, Рособоронзаказ, Счетная палата, Генеральная прокуратура и другие.