По предварительной информации пресс-службы Росавиации, долги "Кубани" перед топливно-заправочными компаниями и аэропортами исчисляются десятками миллионов рублей.
В единственную официальную кассу компании в Краснодаре, которая располагается в аэропорту, еще со вчерашнего вечера начали приходить люди. Тех, кто должен был улететь вечером десятого декабря, удалось отправить на самолете других перевозчиков. С 00.00 часов 11 декабря касса закрылась.
По данным Росавиации, компания была обеспечена работой до марта следующего года - выкуплено более 14,5 тысячи билетов.
Сейчас, как ни странно (в чем лично убедился корреспондент "Российской газеты"), в здании аэропорта Краснодара особого ажиотажа нет. Видимо, сделали свое дело сообщения в прессе и по ТВ. Обиженные люди в основном звонят представителям авиакомпании и агентств, где купили билеты, но не приходят в аэропорт. Исключение - те, кто должен был улететь именно сегодня. Таких рейсов всего три - два в Москву и один в Ереван.
- Скопления людей нет. Многие просто не приехали, узнав еще накануне о случившемся. Другие узнают от нас. Если это краснодарцы - они уезжают домой, другим предоставляем временное жилье в гостиницах, - рассказывает менеджер по связям с общественностью управляющей компании кубанскими аэропортами "Базэл Аэро" Анна Шалимова. - Пока неизвестно, будут ли пассажиры отправлены другими рейсами к пунктам назначения.
В агентствах же, которые продавали билеты авиакомпании "Кубань", не смолкают телефоны. Так, менеджер по продажам авиакассы на краснодарской улице Северной Олеся Айрапетян уже несколько часов общается с обиженными клиентами. Говорит, в основном, люди покупали билеты в Стамбул, Санкт-Петербург и Москву.
- С утра приходят, жалуются. Многие звонят. А я им помочь ничем не могу. Распоряжения о возврате денег нам еще не поступало. В итоге приходится отправлять всех к администрации "Авиационных линий Кубани", - рассказывает Олеся.
Пока девушка беседовала с корреспондентом "РГ", разговор постоянно прерывался из-за телефонных звонков. Так, за десять минут успело дозвониться восемь человек. Все получали приблизительно одинаковый ответ: "Ничем помочь не можем, обращайтесь к представителям компании".
Во вторник на официальном сайте компании появилась подробная инструкция по возврату денег. Помимо обращения в кассу (которая, как мы уже писали, закрыта) предлагается позвонить в Центр бронирования авиакомпании по номеру - 8-800-100-08-61 или отправить заявление на сайт - vozvrat@alk.ru, отдать заявку официальному представителю авиакомпании. Заполнить необходимо специальную форму, она размещена здесь - http://www.kuban.aero/info/return_flight.php.
Вот только дозвониться на указанный номер далеко не всем удается. Другие телефоны компании также молчат, либо срабатывает автоответчик.
- О случившемся я узнала из интернета. Удивилась: думала, что в таких случаях хотя бы SMS-рассылку включают. У меня билет в Краснодар из Москвы на 23 декабря, - рассказывает 24-летняя жительница краевого центра Анастасия Напалкова. - Специально купила заранее. Решила напрямую, чтобы проценты агентству не платить. Теперь вот жалею. Причем до сих пор понять не могу, вернут мне деньги или нет. И вообще покупать другой билет или ждать, что эта авиакомпания мне поможет...
По словам Анастасии, звонить по всем номерам, которые нашла на официальном сайте фирмы, начала еще накануне. Продолжила и сегодня. Ответа так и не получила.
Еще более странная ситуация произошла с сотрудниками офиса "Авиалиний Кубани" в Краснодаре. Всех пришедших к 08.00 на работу, просто не пустили на территорию аэропорта. На контрольно-пропускном пункте им заявили: "Извините, но вас уже нет в списках сотрудников".
- Вчера отработали обычную смену. О том, что компания решила закрыться, вообще узнала уже дома, включив телевизор. Официальной информации от руководства не поступало, - рассказывает инженер по обработке полетов Елена Скрипник. - Вот мы все и пришли сегодня на работу. А тут такое... Теперь вот не знаем, разрешат ли хотя бы личные вещи забрать из офиса. И что будет с нашей зарплатой?
Более 100 человек в данный момент все еще стоят у порога офиса авиакомпании. Несмотря на холод (на улице минусовая температура) никто из них не хочет уходить. Люди боятся, что руководство может засчитать им прогул, а потом на основании этого попросту уволить и не отдать заработанное.
Напомним, сообщение о прекращении операционной деятельности и полетов воздушных судов фирмы появилось за день до этого - десятого декабря. Основной причиной закрытия авиакомпании "Кубань", которая названа ее руководством, стала "тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых федеральных авиационных правил, которые вступили в силу в ноябре этого года".
Как уже сообщала "РГ", авиакомпания имеет просроченную задолженность за аэронавигационное обеспечение, а также крупные неурегулированные задолженности перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями.