ФНС не единожды заявляла, что переход на электронное взаимодействие с налогоплательщиками - одна из приоритетных задач ведомства. Получить электронные услуги, оказываемые ФНС, можно на сайте ведомства, "Едином портале государственных и муниципальных услуг", а также с помощью спецоператора. Однако в ходе проверки обнаружено, что предоставление ряда госуслуг в электронном виде не является юридически значимым в связи с отсутствием достаточных правовых условий, закрепленных нормативными правовыми актами (НПА) РФ.
"Основной недоработкой чиновников является то, что нормативно-правовые акты ФНС и ФСС, регламентирующие сдачу отчетности в электронном виде (Приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, Приказ ФСС РФ от 12.02.2010 N 19) были опубликованы только на официальных сайтах этих ведомств и в нескольких коммерческих изданиях, - говорит юрист Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Денис Скрябин. - Распоряжение же правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" в прессе не публиковалось вовсе. В соответствии с Указом президента РФ от 23.05.1996 N 763 и приказом минюста от 04.05.2007 N 88 подобные НПА подлежат обязательной регистрации в минюсте и официальному опубликованию в "РГ" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" администрации президента РФ. А поскольку установленная процедура была нарушена, то по действующему законодательству эти документы не могут являться НПА, вступившими в силу. Однако на деле они применяются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
СП РФ отметила, что юридическая сила электронных документов закреплена только приказами, в то время как необходимо было разработать федеральный закон и закрепить им статус цифровых бумаг, в том числе для правоохранительных органов и судов, так как приказы ФНС не распространяются на эти госструктуры. То есть, защищая свои права, компании рискуют столкнуться со сложностями из-за недостатка нормативной базы. "Сегодня отсутствует единый федеральный нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений государства и юридических лиц через электронные документы на порталах в Интернете. При этом с середины 2010 года действует закон N 210-ФЗ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, - говорит член Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству Вадим Ткаченко. - ФНС стала одним из первых ведомств, начавшим переходить на электронный документооборот и делать пилотные проекты по созданию личного кабинета в Интернете. Отсюда и проблема. Руководство ФНС было вынуждено издавать подзаконные акты, регулирующие деятельность в области электронного документооборота и взаимодействия налогоплательщика с ФНС через интернет-портал".
До сих пор не решен вопрос использования сертификатов ключей проверки электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи". Это приводит к невозможности предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности через портал госуслуг. Однако ФНС собирается решить эту проблему в ближайшее время, по крайней мере на своем сайте. Служба сейчас заканчивает пилотный проект "личного кабинета налогоплательщиков для юрлиц", вход на который будет осуществлен посредством электронных ключей. Эту технологию останется просто перенести на Единый портал.
В то же время чиновники не видят другой проблемы с предоставлением отчетности. "Недоработкой налоговых органов является противоречие двух норм друг другу. Так, приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ утверждены Методические рекомендации, которые регулируют электронный документооборот отчетности с ФНС. В п. 2.10 этого документа указано, что поданная в электронном виде декларация считается непредставленной, если содержит ошибки или несоответствия. Это положение противоречит НК РФ, в соответствии с которым декларация считается представленной в любом случае с момента отправки, даже если она не дойдет в нужные сроки до сервера налоговой инспекции. Но на деле использование установленных НК прав становится поводом для спора с ФНС", - убежден Скрябин.
Пока не ясно, будут ли проведены аналогичные проверки в отношении других ведомств. Возможно, в этом случае удастся сравнить результаты работы различных государственных органов. Потому что пока именно ФНС является лидером во внедрении электронных услуг. Сервисы ФНС позволяют получить информацию мгновенно, без ожидания результата, что делает их популярными у налогоплательщиков. "Несмотря на то, что законодательная база требует серьезной доработки, интерактивные сервисы повышают эффективность оказания госуслуг, - считает Нелли Матвеева, аналитик фонда FINAM Global. - Такие опции как "Личный кабинет налогоплательщика" или "Открой свой бизнес" стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, помогая быстро пройти процедуру регистрации, оплатить налоговую задолженность через Интернет, а также контролировать состояние расчетов с бюджетом".