10.12.2012 23:47
    Поделиться

    Лицензирование заменят страхованием гражданской ответственности

    Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности. Сейчас предусмотрено лицензирование 184 видов предпринимательской деятельности. Лицензирование шести видов деятельности предлагается заменить страхованием ответственности. Это перевозки грузов внутренним водным транспортом, погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах, перевозка грузов морским транспортом, буксировка и оказание услуг почтовой связи.

    Авторы законопроекта считают, что лицензирование как форма госрегулирования служит административным барьером для выхода на рынок недобросовестных хозяйствующих субъектов, но и добросовестные страдают от этой сложной и дорогой процедуры.

    По словам депутата Госдумы Евгения Федорова, лицензирование по сути - это формальная вещь, которая не оказывает прямого влияния на бизнес, в отличие от обязательного страхования, которое очень хорошо себя показало на примере с турбизнесом. А выдача лицензий превращается, по сути, в "прикармливание" коррумпированных чиновников, выдающих лицензии за взятки.

    Таким образом, замена лицензирования страхованием не только снижает давление, борется со взяточничеством, но и повышает качество работы предприятия, поскольку предприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Законопроект предполагает замену административной процедуры рыночной.

    Глава экспертного совета по страхованию при Комитете Госдумы по финансовому рынку Александр Коваль подчеркнул, что принципиально документ важен для экономики, однако он вряд ли сможет оказать существенную помощь в деятельности малого и среднего бизнеса, хотя первоначально он позиционировался как поддержка именно этой категории российских предприятий. Эксперты тоже сомневаются, что некоторые виды деятельности, которые будут подлежать страхованию вместо лицензирования, подпадают под категории МСБ, например почтовые отправления и морские перевозки.

    В ходе обсуждения законопроекта страховщики выступили с резкой критикой его принципиальных положений. "Особую тревогу вызвала трактовка рисков, которые страховщики должны защищать в соответствии с этим документом. В частности, законопроект предполагает страхование при наличии злого умысла, а также на случай банкротства, - отметил вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин.

    В заключении профильного комитета Госдумы говорится, что обязательное страхование гражданской ответственности направлено прежде всего на обеспечение возмещения вреда потерпевшим в случаях, когда такой вред уже был причинен в результате ненадлежащих действий юридического лица или индивидуального предпринимателя. А целью лицензирования является предотвращение самого факта причинения вреда за счет постоянного контроля за качеством работ или услуг, выполняемых или оказываемых лицензиатами.

    Таким образом, в целом предлагаемые законопроектом изменения не представляются соотносимыми по степени защиты прав граждан.

    Поделиться