11.12.2012 23:30
    Поделиться

    Экс-премьер Грузии пытался выехать из страны по фальшивому паспорту

    За два месяца с момента начала работы правительства Бидзина Иванишвили на допросах в МВД и Главной прокуратуре Грузии побывали уже более десяти лиц, в разное время занимавших ключевые должности в силовых ведомствах. Некоторые из них арестованы на время следственных действий, другие освобождены под залог, третьи укрываются за рубежом.

    В совершении незаконных действий обвинены бывший премьер Грузии Вано Мерабишвили, экс-министр внутренних дел и обороны Бачо Ахалая, начальник Объединенного штаба ВС Георгий Каландадзе, командир одной из бригад ВС Зураб Шаматава, бывший замглавы МВД Грузии, а ныне вице-мэр Тбилиси Шота Хизанишвили, начальник департамента конституционной безопасности МВД Леван Кардава, и еще 12 бывших и действующих работников МВД.

    Сторонники президента  Саакашвили утверждают, что все задержания имеют политическую подоплеку. Однако, МВД и Главная прокуратура, несмотря на оказываемое давление, продолжают расследования. Руководитель пресс-службы Главной прокуратуры Грузии Хатуна Пайчадзе прояснила "РГ" правовую основу следственных процессов в отношении указанных лиц.

    "Бывший глава МО (с 2009 г. по 2012 г.) и МВД (2012 г.) страны Бачо Ахалая допрошен и арестован в рамках расследования дела о злоупотреблении служебными полномочиями (статья 332 УК Грузии) и незаконном лишении свободы (статья 143 УК Грузии), - сообщила Пайчадзе. - Ведется следствие по подозрительным сделкам по закупке вооружений".

    В частности, как рассказали в Главной прокуратуре, "следствием установлено, что в октябре 2011 года Ахалая вместе с Георгием Каландадзе (экс-замначальника ОШ ВС) и командиром 4-й бригады ВС Зурабом Шаматава нанесли физические и словесные оскорбления 6 военнослужащим, а одному из военнослужащих Ахалая нанес удар в голову рукояткой ножа. Нарушения осуществлялись как в рабочем кабинете министра обороны, так и на плацу в присутствии 20-30 человек".

    Кроме того, Главной прокуратурой ведется расследование по "переданным министерством обороны материалам о закупке в 2012 году под руководством Ахалая десятков тысяч старых, бывших в употреблении, а в отдельных случаях кустарно отремонтированных автоматов типа АК-47 и АКС-47 на сумму в 11 млн 150 тыс евро”. За каждую единицу было уплачено 290 евро, хотя рыночная стоимость одного такого автомата не превышает 50 евро, что указывает на коррупционную сделку.

    Ахалая подал в отставку с должности главы МВД 20 сентября после массовых акций протеста, ставших реакцией на обнародование видеокадров об издевательствах в Глданской тюрьме Тбилиси. Участники митингов возложили на него "ответственность за внедрение в тюрьмах практики издевательств над заключенными".

    "Что касается бывшего замглавы МВД Грузии Шоты Хизанишвили, то в ноябре городской суд Тбилиси вынес постановление о его двухмесячном предварительном заключении по обвинениям в превышении служебных полномочий и незаконном лишении свободы, - продолжила Пайчадзе. - По данным главной прокуратуры, Хизанишвили в сентябре 2012 года добыл информацию о личной жизни Бесика Сурмава, являющегося тогда личным охранником действующего премьера Бидзина Иванишвили, после чего использовал эти материалы для привлечения Сурмава к сотрудничеству с целью дискредитации лидеров оппозиции".

    Охранник пропал перед прошедшими 1 октября выборами в парламент Грузии, а затем выложил в Интернете видеозаявление, в котором он говорил, что "по поручению Иванишвили делал записи личных телефонных разговоров лидеров коалиции "Грузинская мечта". После победы на парламентских выборах "Грузинской мечты" он вернулся в семью и не комментировал свой поступок, но его родственники заявили, что Сурмава был похищен правоохранительными органами и говорил на камеру под давлением.

    Помимо этого, следователи прокуратуры установили, что с ведома Хизанишвили "департамент конституционной безопасности (ДКБ) МВД создал вирусную программу, позволяющую проникнуть в компьютер интернет-пользователя, получить доступ к хранящейся на нем информации и осуществлять аудио и видео наблюдение комнаты, в которой находится компьютер”. Программа-шпион использовалась для несанкционированного взлома компьютерных систем представителей политических партий и религиозных организаций, в том числе оппозиционной президенту Михаилу Саакашвили коалиции "Грузинская мечта". Жертвами подобных кибератак в различное время стали Ираклий Окруашвили (экс-министр обороны Грузии) и Нино Бурджанадзе (бывший спикер парламента Грузии).

    От внимания новых властей не ушло и нашумевшее дело о гибели бывшего премьер-министра Зураба Жвания в 2005 году. Главная прокуратура Грузии в ноябре "возобновила расследование обстоятельств дела" в плотном контакте с его близкими, считающими, что смерть Жвании от газа была инсценирована президентом Саакашвили, и тогдашними руководителями МВД Вано Мерабишвили и генпрокуратуры Зурабом Адеишвили.

    Последним громким инцидентом стали допросы бывшего премьера Грузии Вано Мерабишвили по обвинению в использовании им фальшивого паспорта и попытке незаконного пересечения госграницы. При проверке паспорта экс-премьера на пограничном контроле в аэропорту Тбилиси 30 ноября с.г. выяснилось, что документ выдан на имя некоего Левана Майсурадзе, однако имел наклеенную фотографию Мерабишвили. После этого бывший глава правительства предоставил настоящий паспорт. Как отметили в МВД, на последовавших допросах экс-премьер "не сотрудничал со следствием и путем предоставления ложной информации пытался помешать расследованию, несмотря на существование в деле достоверных доказательств и показаний свидетелей, коренным образом отличающихся от показаний Мерабишвили".

    По словам премьера Грузии Бидзина Иванишвили,  президент предложил ему своего рода политический торг.  В ноябре глава МИД Майя Панджикидзе обратилась к Саакашвили с просьбой осуществить замену дипломатов. "Однако в обмен на утверждение послов они попросили освободить из тюрьмы нескольких из указанных лиц, находящихся под следствием, - сообщил премьер. - Но в Грузии нет и не будет выборочного правосудия, а тема замены послов не имеет никакого отношения к расследованию деятельности подозреваемых".

    В Главной прокуратуре также отказываются увязывать следственные действия с политическими процессами. "Мы действуем исключительно с точки зрения закона и оперируем только фактами, а не исходим из политической конъюнктуры, - прокомментировала Пайчадзе, добавив, что прокуратура старается обеспечивать транспарентность указанных процессов, публикуя подробную информацию о правовой основе всех расследований.

    Поделиться