Новости

Глава российского государства Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию в прямом эфире нескольких телеканалов и радиостанций. Президент сообщил, что ближайшие годы будут переломными для России и всего мира. Путин пообещал, что государство выполнит все обязательства по маткапиталу, а также заявил о необходимости выстроить новую систему оценки качества профессионального образования. Эксперты "РГ" прокомментировали президентское послание.

Лейла Адамян, академик РАМН, главный акушер-гинеколог Минздрава РФ

- Да, в стране улучшилась демографическая ситуация, увеличилась продолжительность жизни россиян. Но нас должно быть не только больше - мы должны становиться лучше. На этом пути препятствий сверх меры, о чем тоже сказал президент. Одно из основных - безответственное отношение к здоровью. Эта проблема выходит за рамки чисто медицинские, но все же напрямую касается и нас, медиков. Борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией, дорожно-транспортными происшествиями… Надо создавать условия для занятий физкультурой с самого раннего возраста.

Президент прав, что полноценная семья - это семья где, как минимум, трое детей. Многодетность это великое счастье. Знаю по себе: у меня, правда, всего две дочери, но зато пятеро внуков. Но количество ни в коем случае не должно заслонять качество жизни. Необходимо осознать - ответственность за ребенка начинается не с момента его рождения, а с момента его зачатия.

Действительно, в нашей стране сложилось так, что мы живем для будущего, для детей. А сегодняшняя наша жизнь порой уходит на второй план. А мы ведь и сегодня должны жить лучше. Уверена, что такое внимание, которое сейчас уделяется семье, матери, ребенку обязательно принесет свои плоды. И участие в этом огромном деле - главное предназначение сообщества медицинских работников.

Николай Бабанов, проректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

- Если в региональных ведущих вузах, которые тесно сотрудничают с предприятиями, увеличится число бюджетных мест, то это будет правильно.  Точно так же, как и курс на конкурсную поддержку вузов, который сейчас выбран, а также адресная поддержка 1000 ведущих лабораторий, о которой уже объявлено. В нашем вузе, по крайней мере, шесть лабораторий могут претендовать на это.

В последнее время много говорят о том, как определить ведущие вузы. Мне кажется, они уже известны. Это федеральные университеты, национальные научно-исследовательские университеты и вузы, которые победили со своими программами стратегического развития. Технические вузы должны ориентироваться на науку и потребности работодателей. Решить проблему адаптации выпускников помогут базовые кафедры на предприятиях. У нас есть такие кафедры и уже на старших курсах многие студенты работают. К слову, самые успешные по окончанию вуза получают до 60 тысяч рублей.

И ни одного выпускника нашего вуза на бирже труда нет. Сейчас поддержка вузов идет в виде субсидий, по-моему, они должны учитывать территориальные особенности региона и социальную составляющую. А вот при нормативе госзаказа это не важно. В любом регионе, в любом вузе нужны одинаково высокое качество и уровень обучения. У нас самая высокая стоимость в магистратуре на технических специальностях - 120 тысяч рублей. Этой суммы достаточно, чтобы подготовить квалифицированного специалиста.

Анна Мехед, директор лицея № 1581, "Учитель года-2007"

- Даже при новой системе оплаты труда я сохранила у себя в школе зама по воспитательной работе как самостоятельную "единицу". Потому что без воспитания образование невозможно. Мы не имеем права выпустить из школы людей относительно грамотных, но при этом невоспитанных, людей, у которых не заложены общечеловеческие ценности. Наука без культуры, наука ради науки, а не ради человека ни к чему хорошему не приведет. 

Но создать единую воспитательную систему будет нелегко. Школа - отражение того, что происходит в государстве. И если в советское время была мощная партийная система, под которую подстраивались школы, то сейчас такой объединяющей идеи в стране нет. Каждая школа ставит свои воспитательные цели. Наш лицей при Бауманском университете, поэтому мы воспитываем в ребятах дух лицейского братства, создаем атмосферу, близкую к студенческой, чтобы потом им было легче влиться в команду студентов-бауманцев.

Безусловно, подготовке учителей нужно уделять особое внимание. Но ведь можно выучиться и стать хорошим "ремесленником", а вот любимым учителем - нет. И далеко не всегда "звезды педагогики" приходят в школы из педагогических вузов. Очень часто они успевают поработать где-то по основной специальности и только потом, почувствовав признание, идут преподавать. Поэтому нужно повышать престиж учительского труда,  чтобы в педагогические вузы сразу шли лучшие абитуриенты.

Ирина Халеева, национальный координатор от России в Совете Европы по языковой политике, ректор Московского государственного лингвистического университета:

- Социально-культурный блок открыл Послание президента и занял чуть ли не большую его часть. Я бы это прочитала как очень обнадеживающий знак гуманитариям. Ведь последние несколько лет большее внимание уделялось тем направлениям в науке, которые имеют отношение к технике и технологии. Про нас забыли. Поэтому в конкурсе национально-исследовательских университетов не выиграл ни один гуманитарный вуз.

Для себя я отметила бы еще несколько моментов. К примеру, горячо поддерживаю тезис о повышении качества обучения на русском языке и глобализации русскоязычного образования. Присутствие России в международном гуманитарном пространстве необходимо наращивать. И это касается не только ближайших соседей из стран Содружества и Балтии, где русский язык худо-бедно, но преподается, но и дальнего зарубежья.

Каждый из нас, слушая ежегодное послание Федеральному собранию, соотносит его со своими мыслями, запросами, устремлениями. А также сравнивает со своим потенциалом и возможностью поучаствовать в том или ином проекте. Реализация некоторых из них уже идет. Глава государства говорил о "духовных скрепах", о поддержке духовных институтов в образовании, о молодежной политике. Мне это тоже все очень близко. На базе нашего вуза уже создан международный совет по духовному образованию стран Содружества. Сейчас мы работаем над организацией международного сетевого университета. Межэтнические конфликты и религиозная напряженность, обозначенные как приоритетная область внимания государства, - также и в сфере нашего интереса. Сейчас МГЛУ ведет социологические исследования на данную тему в Москве.

Инвесторам подготовят "дорожную карту"

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив:

- "Дорожная карта" по честной конкуренции, о которой говорил Владимир Путин, уже существует. В ней, на самом деле, очень много всего, но я бы остановился на важнейшем показателе. Это число вновь созданных "бизнесов" на тысячу человек.

Когда эта цифра будет расти, значит, у людей появляется стойкое ощущение, что они могут открывать свое дело, что препятствий стало меньше. Я бы назвал эту карту "картой доверия".

Кстати, первые четыре "дорожные карты" уже активно реализуются правительством. Еще пять - АСИ одобрило в ноябре на наблюдательном совете, и их мы вносим в кабинет министров.  Среди них - о конкуренции.

Что касается "деофшоризации", о чем тоже говорил президент, то у нас будет "дорожная карта", связанная с защитой прав инвесторов. Ее создание начнется уже в декабре, а весной внесем ее в правительство. Отмечу, что в этом блоке вопросов проблема не в бизнесе, а в наших законах и условиях. Поэтому карту можно назвать не борьбой с оффшорами, а созданием условий для предпринимательства.

Какие конкретно в ней будут предложения, пока сказать не могу - мы только площадка, а договариваются между собой бизнес и представители госорганов.

В данный момент мы разрабатываем новый пакет "дорожных карт", посвященных совершенствованию налогового администрирования, облегчения бизнесу доступов к кредитам, защите прав инвесторов. Рассчитываем, что они будут готовы в феврале-марте 2013 года, после чего будут внесены в правительство.

По инвестиционной карте на первом этапе планируем, что в ней будет, возможно, 10-13 регионов, у которых есть уже четкие предложения для инвесторов. Потом уже заполним ее всю. Кроме того, в 2013 году в большей степени мы будем фокусироваться на отраслевых и межотраслевых "дорожных картах" с поддержкой образовательных компетенций, о чем и говорил в послании президент. Дальше будем организовывать мониторинг по реализации принятых "дорожных карт".

И наблюдать за этим будем совместно с предпринимателями. Думаю, что по первым "дорожным картам", которые были приняты прошедшим летом, результаты мониторинга будут известны даже в этом году.

Конечно, бывает, что все идет непросто с "дорожными картами". Где-то федеральные ведомства отстают от графика. Но я бы не делал серьезную проблему из этого.

Ведь если для принятия взвешенных решений по тем или иным вопросам нужно чуть больше времени - ничего страшного в этом нет. Важно, что нет ни одного пункта, ни в одной "дорожной карте", по которому не началась бы работа.

РФ уходит от антикризисной модели

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков:

- Озвученные в Послании меры могут означать для России переход от антикризисной модели, обратной стороной которой является сдерживание потенциала, к модели развития и роста экономики, в том числе с использованием накопленных ранее ресурсов.

Обозначен новый вектор в финансовой и в бюджетной политике. Очень важно то, что президент обратил особое внимание на необходимость удлинить сроки рефинансирования кредитных организаций, задействовать средства Фонда национального благосостояния, активизировать поддержку малого и среднего бизнеса, развития территорий.

Идет речь об использовании средств, полученных от экспорта энергоносителей, для финансирования инфраструктурных проектов, а также о более активной роли Банка России в формировании ресурсной базы для кредитования экономики.

Важно, чтобы эти поручения, озвученные в Послании, были реализованы. Например, можно было бы предоставить Банку России право финансировать кредитные организации на более длинный срок.

Будем надеяться, что успешные инфраструктурные проекты, реализуемые с использованием средств Фонда национального благосостояния, удастся запустить уже в следующем году.

Очень важны также тезисы о стимулирующей функции налогов, увеличении объемов дорожного строительства и развитие транспортной системы России в целом, упор на кадры и связанное с этим укрепление научного и образовательного потенциала страны.

Один из ключевых пунктов Послания - необходимость создания атмосферы доверия к власти.

Длинные деньги ускорят ВВП

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- Формирование длинных денег, необходимых для развития экономики, действительно, должно стать приоритетной задачей на ближайшие годы, если мы хотим добиться ускорения роста ВВП. Об этом и говорил в Послании президент.

Главное условие для достижения этой цели, как ранее отмечал он в одной из своих предвыборных статей - долгосрочная макроэкономическая сбалансированность, снижение инфляции.

Задача Центробанка при этом состоит в том, чтобы находить компромисс между ростом производства (в пределах объективных возможностей) и инфляцией. И, надо сказать, он движется в этом направлении, осваивая регулирование процентных ставок и инфляционное таргетирование. Кроме того, ЦБ может играть важную роль, выступая в качестве надзорного органа. Он должен продолжить усилия по оздоровлению банковской системы, повышению капитализации кредитных организаций, поскольку как раз этим и обеспечивается их способность генерировать длинные деньги.

А если, как обсуждается сейчас, ЦБ получит еще и функции мегарегулятора, то его роль в этом плане вырастет еще больше. Тогда в сферу его внимания будут входить не только банки, но и другие институты, которые традиционно служат источниками длинных денег. Я, кстати, не думаю, что нужно специально стимулировать банки к выдаче долгосрочных кредитов. Этот результат естественным образом достигается по мере снижения макроэкономических рисков, усиления конкуренции в самом финансовом секторе и повышения доверия к нему со стороны инвесторов.

Что же касается других финансовых институтов, то надо, например, совершенствовать регулирование негосударственных пенсионных фондов. Скажем, отказаться от требований их безубыточности по итогам каждого года, заменив его неубыточностью по итогам управления средствами за длительный период. Можно также вести речь об уменьшении вложений пенсионных накоплений в гособлигации и их переключении на корпоративные облигации. Частично это уже произошло - ВЭБ уменьшил долю гособлигаций в своем портфеле. Но все равно пока госбумаги занимают в нем более половины вложений.

Должны заработать и другие источники длинных денег, в том числе средства Фонда национального благосостояния, о чем также сказал в Послании президент. Но решить эту задачу будет непросто. Проблема в том, что у нас почти нет успешного опыта реализации крупных окупаемых инфраструктурных проектов. Если посмотреть на проекты, которые реализует государство, их  стоимость многократно увеличивается в ходе реализации. Поэтому здесь нужно делать ставку либо на проекты, инициируемые частным сектором, либо - на проекты частно-государственного партнерства. И при отборе проектов для Фонда нацблагосостояния, на мой взгляд, необходимо исходить из того, что не менее половины вложений должны осуществить частные инвесторы, которые могут ответственно и реалистично оценить издержки, рентабельность. С другой стороны, участие государства поможет создать для таких проектов режим максимального благоприятствования. Управлять госсредствами при таких вложениях могло бы создаваемое сейчас Росфинагентство. К его деятельности можно было привлечь в том числе независимых экспертов, инвесторов, имеющих успешный опыт управления.

Определенную роль для "разгона" экономики может сыграть перенос акцентов на потребление в налоговой сфере. Это правильная идея, поскольку налоги на потребление стимулируют перенос структуры расходов с потребления на накопление. В то же время налог на прибыль, например, дестимулирует инвестиции. Если параллельно будет идти развитие финансовых институтов - страховых, негосударственных пенсионных фондов, это будет стимулировать граждан к тому, чтобы инвестировать в свое будущее через них. А полученные средства будут работать на развитие экономики. Здесь, правда, тоже предстоит решить еще несколько задач. Так, налог на дорогую недвижимость нельзя ввести до тех пор, пока не будет рыночной оценки таких объектов. Правда, что касается дорогих автомобилей, то их обложение по более высоким ставкам можно осуществить быстрее.

Правда, я не ожидаю, что введение повышенных налогов на престижное потребление позволит получить существенные дополнительные средства в бюджет, достаточные для решения наших проблем. Но это важно с точки зрения социальной справедливости. Если же граждане будут считать налоговую систему справедливой, то они более охотно будут платить налоги.

Есть смысл постепенно двигаться и к повышенному налогообложению подакцизных товаров - алкоголя и табака. Сейчас ставки акцизов на них у нас низкие не только по международным меркам, но и  даже по сравнению с тем, что было в Советском Союзе. Так, например, в СССР за счет поступлений от алкоголя формировалась одна шестая часть доходов бюджета, а сейчас они занимают очень незначительную долю. Можно привести и более простой пример. На среднюю зарплату в 150 рублей тогда можно было купить примерно 50 бутылок водки. Сейчас при зарплате в 25 тысяч рублей - в 4 раза больше. Так что акцизы, конечно, надо повышать.

Однако делать это все-таки аккуратно, поскольку есть опасения, что активизируется нелегальное производство алкоголя, и тогда мы можем потерять доходы. А население в таком случае переключится на потребление некачественного алкоголя, и в этом тоже есть риски - уже с точки зрения здоровья и жизни граждан.

Мигрантам усложнят въезд в РФ

Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция 21 век":

- Впервые идея впускать в Россию представителей стран СНГ по загранпаспортам прозвучала в профессиональном сообществе еще в 2004 году, и я очень рад, что теперь она будет реализована. Это позволит сделать прозрачным миграционный учет и контроль.

Сейчас иностранцы, въезжающие из стран содружества, заполняют миграционную карту, информация из нее заносится в базу данных. Но далеко не каждую от руки заполненную миграционную карту можно прочитать, а потому реально в базу попадает не каждый приехавший.

По некоторым оценкам "за кадром" остаются 30-50 процентов от числа въехавших. Если мигранты будут при пересечении границы предъявлять загранпаспорт, их регистрация станет автоматической. И можно будет отследить, сколько действительно приехало людей, сколько вовремя не уехало и многие другие процессы.

Что касается ужесточения наказаний за нелегальную миграцию, с одной стороны, с ней, бесспорно, надо бороться. У нас практически отсутствуют механизмы, институты, система управления миграцией.

Очень многое наша страна перепробовала: есть жесткие квоты на иностранную рабочую силу, преференции для отдельных категорий мигрантов, в том числе для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, патенты, большие штрафы для работодателей, использующих труд нелегалов. Но система все равно пробуксовывает.

Может быть, пришло время впустить гражданское общество в систему управления миграцией? Муниципалитетам в этом вопросе тоже надо дать максимум свободы, но при этом установить и реальную ответственность главы за межкультурные, социальные процессы на территории.

Еще один миграционный вопрос, который затронул Владимир Путин в своем выступлении - это упрощение порядка предоставления российского гражданства для наследников тех, кто родился в Российской империи или СССР.

Это решение, которого давно ждали и многие из тех, кто уже приехал в нашу страну, но в силу разных бюрократических причин так и не получили российский паспорт, так и те, кто остается за рубежом. Если это распоряжение будет грамотно реализовано, Россия может пополниться если не миллионами, то, по меньшей мере, сотнями тысяч новых граждан, которые будут гордиться своей страной.

Для бизнеса создадут условия

Александр Бречалов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":

- В Послании я бы выделил важность перехода к самостоятельности муниципалитетов страны. В частности, повышения роли управленческих команд, подготовку квалифицированных кадров. Для малого предпринимательства такой подход тоже становится залогом успеха и процветания.

Основные посылы государства по его поддержке сформированы давно. Достаточен и набор инструментов. Поэтому акцент все больше должен смещаться на развитие  конструктивного диалога между местной властью и малыми компаниями. То есть, все, что предлагает и разрабатывает государство, должно параллельно воплощаться на местах.

В России сегодня более 25 тысяч муниципалитетов и есть населенные пункты, где никогда не будет крупного бизнеса, а только малый, поэтому ставку надо делать на создание благоприятной среды для таких предпринимателей - кредитной, правовой, организационной.

Наша организация сейчас системно работает именно в этом направлении, транслируя успешные примеры реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса в муниципалитетах. И уже на  федеральном уровне обсуждается план создания специальной программы поддержки муниципалитетов, на территории которых успешно развивается бизнес-сообщество.

Что касается отчислений налогов от доходов малого бизнеса на уровень муниципалитетов, то это один из серьезных шагов, который может сделать государство для развития малого бизнеса в "привязке" к территориям, где он зарегистрирован и действует.  Недавно на встрече Президента страны с "ОПОРОЙ РОССИИ" я выразил нашу общую точку зрения на эту проблему. Хотя для Минфина, мы понимаем, это непростая, с точки зрения реализации, задача, связанная с регулированием межбюджетных отношений, сбалансированностью местных бюджетов (часть налогов от малых компаний сегодня поступает на региональный уровень для дотирования более слабых территорий). Но смысл перемен в том, что главы муниципалитетов будут более мотивированы на успех малых предприятий на своих территориях.

Если правительство, региональная власть, местное бизнес-сообщество приложат соответствующие усилия, то ситуацию можно будет кардинально изменить. Ниш для ведения малого бизнеса на локальных местных рынках огромное количество. И малые, и микропредприятия, личные подсобные, фермерские хозяйства готовы их расширять, создавая  необходимые рабочие места.

В своем Послании Президент также уделил большое внимание молодежи, новому общеобразовательному духу и современным технологиям ее обучения, причем, начиная со школы. Это тоже про нас.

Вовлечение молодежи в предпринимательство - один из приоритетов нашей организации. В самое ближайшее время мы намерены представить наше молодежное крыло. Появится и яркий молодежный лидер. Будем транслировать опыт молодых успешных бизнесменов на всю страну, нацеливать молодых на бизнес-успех в разных сферах малого предпринимательства.

Не столицей единой жива страна

Михаил Сафронов, председатель Свердловского отделения Союза театральных деятелей, секретарь СТД, генеральный директор Свердловского академического театра музыкальной комедии:

В Послании президента Федеральному собранию веско подчеркнута роль креативного начала, роль интеллигенции и культуры в сохранении единства огромной страны.

Признаться, вопросы культуры, образования, социального положения учителей, врачей, работников музеев, библиотек, театров (особенно так называемых периферийных) многие годы оставались как бы в тени, и начальники разных рангов о них вспоминали, так сказать, "по остаточному принципу". Мысль, высказанная со столь высокой трибуны, в России всегда имела ключевое значение.

В Свердловской области, где работают более тридцати профессиональных театров разного жанра и разной формы собственности, правительство уже приняло многообещающую перспективную программу развития театральной и концертной деятельности до 2020 года. Укрепятся связи людей искусства со школой, со студенчеством, с молодежью.

"Вы нужны своему городу" - лозунг, который можно видеть сегодня во многих школах Екатеринбурга, и это не просто слова: роль этого быстро растущего мегаполиса все более заметна в стране и в мире.

Екатеринбургский театр оперы и балета, только что отметивший свое столетие, возвращает себе репутацию одного из самых живых и активных творческих коллективов, его премьеры становятся событиями всей культурной жизни страны. Уральский филармонический оркестр с успехом гастролирует по всему миру, выступая с уникальными программами, которых и Москва еще не слышала.

Визитной карточкой не только екатеринбургского, но и российского театрального искусства в Европе стал "Коляда-театр" - частный театр делает городу славу, зрители его любят, и город ему помогает, предоставив талантливой труппе новое помещение и реконструируя для этого один из государственных кинотеатров.

В Екатеринбурге жить интересно. Не раз заявляли о своем нежелании куда-то уезжать из города тот же Николай Коляда или двойной лауреат Венецианского фестиваля кинорежиссер Алексей Федорченко - и я их понимаю. Ритмы Екатеринбурга, его интенсивная культурная и общественная жизнь сегодня увлекательны и амбициозны. Не случайно этот город принимает у себя мировой футбольный чемпионат и от имени России претендует на проведение Всемирной выставки ЭКСПО 2020 года.

Так называемая периферия сильна своей интеллигенцией, именно она дает лучшие творческие силы Москве, но потенции ее все не иссякают. Вместе мы и есть Россия - и это замечательно, что с высокой трибуны обратили пристальное внимание на ее большую и, возможно, лучшую половину.

Послание оставляет возможность для маневра

Михаил Виноградов, глава фонда "Петербургская политика":

- У Владимира Путина был выбор. Он мог пойти по реакционной повестке дня, подтверждая консервативный курс. Мог попытаться акцентировать радикальный слом прежней политической системы через репрессии элиты. Мог пойти на популистские шаги, связанные с тем, чтобы привлечь общественное внимание. Но он не пошел ни по одному из этих путей. Послание не стало моментом принятия принципиального решения. Получился рамочный документ, который фиксирует вызовы и ситуации, но не закрывает возможности лавирования.

Я допускаю, что одной из тем продвижения Послания станет новая национальная идея. Это будет такой контраргумент тем, кто говорит, что национальной идеей России является сама Россия.

В политическом блоке отсутствовали серьезные агрессивные пассажи в адрес оппозиции. При этом образ желаемой политической системы пока обрисовывается достаточно контурно. Что касается блоков, эффективность меры будет зависеть от барьеров - будет ли он для блоков больше, чем для партий. А это, в свою очередь, зависит от того, какая температура будет к следующим выборам и как будут соотноситься Единая Россия, ОНФ и другие властные бренды. В итоге прогноз затруднен, потому что есть широкие возможности для маневрирования и адаптации.

Путин задал ценностную повестку

Дмитрий Бадовский, Генеральный директор Института социально-экономических и политических исследований:

- Сегодняшнее Послание, по сути, - наиболее сильное за всю историю посланий. Путин подчеркнул - для разговора о конкретных текущих вещах есть много форматов - стратегии развития, госпрограммы, есть принятые решения, указы и т.д. А дефицита этих стратегий и концепций у нас никогда не было, их даже иногда слишком много. И никак не доходили до разговора не только о том, что делать, а кто конкретно и как делает, объединяясь вокруг каких ценностей и смыслов.

Это первое Послание после переизбрания, оно задает повестку не на год и даже не только на текущий срок. Оно задает смысловую, ценностную повестку для страны, для объединения общества и власти на стратегическую перспективу - это наиболее точное попадание в то, чем и должно быть Послание президента Федеральному Собранию.

Переход к смешанной системе - это решение правильное, верное. Мы все время говорим, что власть должна быть ближе к людям. Одномандатник всегда был ближе к людям, чем депутат по списку. Люди хотят, чтобы у них были свои депутаты. Нужен приход новых людей, и переход к смешанной системе выборов - механизм, который может дать дополнительные шансы к появлению новых людей в политике, молодых, креативных, тех, кто обладает серьезной репутацией и доверием на местном, региональном уровне.

Что касается избирательных блоков - тема заслуживает обсуждения. На мой взгляд, идея не лишена смысла, и мне она нравится. Нужны мягкие механизмы, которые будут подталкивать малые партии к консолидации, чтобы преобладали крупные политические конструкции. Другое дело, было бы правильнее на выборах в ГД для политических партий снизить барьер до 3%. Это дало бы дополнительные шансы и возможности для малых партий получить свое представительство в парламенте. Но для блоков барьер должен быть повышен процентов до 7. Это задавало бы определенную логику. Если вы собираетесь строить блок - стройте, а не так, что пообжимались перед выборами, и все. Это должно быть серьезное, ответственное решение.

Граждане стран СНГ будут въезжать в РФ по загранпаспорту

Алексей Малашенко, Член научного совета московского Центра Карнеги:

- В обращении были интересные моменты. Например, фраза о том, что нельзя создавать анклавы, живущие по своим законам. Во-вторых, заявленный курс на то, чтобы в России не появилось этноконфессиональных ареалов мигрантов. А это достаточно серьезно. Говорить о каких-то качественных сдвигах в стратегии, судя по тому, что я слышал, не приходится. Надо подождать. Что касается предложения о загранпаспортах, единообразие должно быть в принципе. И эта идея - не выпад в сторону Украины. Система двух паспортов вообще устаревшая. Должно быть удостоверение личности и паспорт, с которым ты пересекаешь границу. Американцы же не пересекают по удостоверению. Вообще нужны ли нам внутренние паспорта? Если нет - будет нормальная система "удостоверение-паспорт". Должна быть унификация. Это нормально, так делается во всем мире.

Президент отметил необходимость развития АПК

Иван Молчанов, руководитель фермерского хозяйства "Нива", кандидат сельскохозяйственных наук, Краснодарский край:

- Важно, что серьезный акцент в Послании был сделан и на повышение конкурентоспособности отечественного АПК. Мы действительно можем стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

Но есть немало подводных камней, которые мешают повышению конкурентоспособности российских товаров. Часто говорят о многочисленных и ненужных бюрократических барьерах. Но, мне кажется, даже не это главное препятствие. Необходимо повысить грамотность менеджмента. Ведь нам приходится конкурировать с иностранными коллегами, которые живут в другом экономическом измерении. А у нас конкурентная цивилизованная среда только формируется и зачастую приобретает причудливые формы. Поэтому, перво-наперво необходимо думать о стимулировании сферы производства.

Путин четко сформулировал задачи для регионов

Владимир Городецкий, мэр Новосибирска:

Что касается программы переселения людей из аварийного и ветхого жилья - это в точку. Больной для нашего мегаполиса вопрос (третьего, кстати, по численности населения в России): у нас насчитывается более полутора тысяч домов, степень износа которых превышает шестьдесят процентов. Причем не местная власть "запустила". Жилье в таком плачевном состоянии нам досталось от различных ведомств. И то, что действие 185-го закона продлено до 2016 года, - это для нас очень важно.

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

Впервые в Послании, с одной стороны, так много четко сформулированных задач для регионов, с другой - все отчетливее о большей их самостоятельности. Реализация сформулированных для регионов задач, безусловно, крайне важна для людей. Образование, здравоохранение, повышение качества жизни и культуры, закрепление на территориях представителей креативного класса: интеллигенции, врачей, учителей, поддержка промышленности - всё это прямые задачи для губернаторов. Большая самостоятельность регионов, перераспределение налогов из федерального бюджета на региональный и муниципальный уровень - это необходимо для обеспечения роста валовых региональных продуктов на том уровне, который позволяет регионам решать эти задачи. Очень важно, что президент дал поручение правительству РФ, чтобы законодательно закрепить эти нормы.

Владимир Кошелев, председатель совета директоров строительной компании, Самара:

Что толку в очередной раз поднимать проблему строительства жилья. Этот квартирный вопрос, как давно заметил писатель, уже испортил россиян. Власти должны организовывать приемлемые условия для застройщиков, чтобы в регионы приходили мощные строительные компании с большим опытом работы. А строители, в свою очередь, должны больше строить и зарабатывать на объемах строительства, а не на искусственном завышении цен на жилье. Сегодня в регионах очень мало строят жилья, его должно быть в разы больше. Чем больше будет квадратных метров, тем дешевле они будут обходиться населению. Для этого нужны соответствующие условия, которые обеспечивали бы органы власти. Я уверен, что в ближайшее время соотношение на рынке новостроек будет в пользу жилья экономкласса. Есть все предпосылки для того, чтобы стоимость квадратного метра снижалась.

О "дефиците духовных скреп"

Даниил Дондурей, социальный аналитик, культуролог:

- Слушая послания президентов, я всегда стараюсь наблюдать за идеологическими трендами. За тем, что президент выбирает в качестве важных тем для разговора. Всегда обращаю внимание как на то, о чем президент сказал, так и на то, о чем он не говорил. Если президент не говорит о чем-то ожидаемом, в этом для меня тоже содержится немалое сообщение. Очень важно также, о чем он сказал первый раз. 

На этот раз, мне кажется, хорошо проявились обычные для Владимира Владимировича Путина особенности его доктрины и больших, обращенных к нации посланий. Он, как всегда очень подробно и внушительно говорил о достижениях. Общий настрой послания был традиционным - с детальными рассказами об экономических, социальных и политических достижениях. Он обожает цифры и подробности, которые дают возможность показать саму реальную плоть жизни. И это все вполне в его стиле, в его духе. И семья с тремя детьми, и ипотека, и курение, и аварийное жилье, и материнский капитал  - запоминающихся деталей было много.

Но концептульно важным было следующее. Впервые он завел, на мой взгляд, чрезвычайно важный и сущностный разговор о "дефиците духовных скреп". Об этом у нас не было принято раньше говорить.

Президент многократно говорил о разных обстоятельствах, связанных с  нравственностью  -  и о моральных основах для созидания, и о моральном авторитете государства, и о ценностном кризисе, и о нравственных приоритетах. На мой взгляд, примеры сузили весьма широкое и сущностное понятие "духовных скреп". Президент в качестве духовных скреп привел только примеры добродетелей - милосердие, взаимопомощь, но это ведь и восприятие людей друг другом, и ценностные приоритеты, и нравственные запреты, и психологические связи, и атмосфера в обществе - его драйв или депрессия, и мировоззрение, и национальная ментальность (об этом президент говорил в связи с русской нацией), в общем все аспекты культуры в широком смысле слова, а не только взаимопомощь людей.

Примеры президента, увы, были уже того понятия, важность которого он обозначил.

Я обратил внимание, что говоря о морали, он не говорил о моральных болезнях общества, хотя  частично говорил о способах их лечения.

Другой новый посыл президента - государство-цивилизация. Раньше он никогда не произносил этого термина. Итак, наша цивилизация - отдельная, самостоятельная, скрепленная русским языком, мы русские, у нас особая миссия и другие постулаты, связанные с репутацией и авторитетом российской цивилизации. Это явно новые концептуальные разработки идеологических ведомств администрации президента за 2012 год. С точки зрения патриотизма, это важная идея, но, по-моему, рискованная. Теперь мы без оглядок будем воспроизводить свою собственную систему координат? Сами себе будем ставить оценки? А не станем, не подозревая этого, самоизолироваться?

Теперь - о чем не говорилось.

Ни разу не было произнесено слово "модернизация". Слова про "новый технологический уклад", мне кажется, не заменяют его. Об этом, как и о необходимости слезть с сырьевой иглы, говорят все руководители класса "А". Но он не говорил о модернизации как современности, о том, что мы пока не в современности. Это бы противоречило идеям победы. Видимо, надо считать, что у нас и так все современно. Однако поражения тоже показательны, чего стоит президентский пример о миллионе проверяющих.

Для меня важно, что он не произнес слов "гражданское общество", хотя говорил о гражданском сознании, общественном мнении, государстве и обществе. Мне кажется, сегодня цивилизация вступает в ситуацию, когда гражданское общество не менее значимо, чем государство. И несет в себе будущие важнейшие институты социальной организации систем. О народе, да, говорил, а о гражданском обществе - нет.  А гражданское общество - это авангард народа. Думаю, что наш президент тотальный государственник и считает, что за все отвечает государство. Но мир живет во времени, когда становится ясно, что государственные институты не справляются и часто не умеют с чем-то справится и нужны новые ресурсы. Таким ресурсом, на мой взгляд является гражданское общество, и  в том числе и экспертное сообщество как его часть.

Президент не говорил о культуре в широком смысле этого слова. Только один раз - о востребованности учреждений культуры, но это скорее заботы для мэров.

А культура в широком смысле слова - это понимание художественных языков, образных систем, включение в контексты достижений мирового искусства, считывание современных языков, усложнение и обогащение.

И еще - президент не говорил о развитии личности, хотя говорил об индивидууме, человеке как социальном существе. К сожалению, эту тему упускают многие политики, но я воспринимаю это как знак отставания от вызовов времени. Технологическому укладу не нужна личность? Печально, что как и большинство экономистов РФ он считает, что духовность -  это забота образования. Однако - школа и  вузы - это лишь технологии трансляции культуры. И духовность не повышается заданием новому министру образования восстановить в школе воспитательный компонент.

Власть Работа власти Госуправление Общество Образование Президент Послание президента Федеральному Собранию 2012 года РГ-Видео