С января по декабрь суды отправили под домашний арест 1990 человек. В то время, как за весь прошлый год, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, такая мера пресечения была выбрана в отношении 181 человека.
Долгое время мера была для нас скорее экзотической. В сознании не только правоохранителей, но даже простых граждан не укладывалось, как можно оставить обвиняемого дома, он ведь почти преступник? Хотя с точки зрения закона, "почти", конечно, не считается: пока человека не осудили, де-юре он невиновен. Однако дело не только в тонкостях менталитета. Суды не решались назначать такую меру, потому что было непонятно, кто присмотрит за домашним арестантом. У милиции-полиции и своих дел предостаточно. Да и не приставить часового к каждой двери обвиняемого домоседа.
С этого года проблема контроля была решена: теперь домашних арестантов контролирует Федеральная служба исполнения наказаний. А если говорить конкретно, этим занимаются уголовно-исполнительные инспекции тюремного ведомства.
Теоретически современные технологии вполне позволяют обойтись без часового. В квартирах домашних арестантов можно устанавливать видеокамеры. Другой вариант: надевать на граждан электронные браслеты. Но в жизни, конечно, высокие технологии применяются не всегда. Иногда о плохом поведении арестанта сообщают даже соседи. Личное общение не исключается: инспекторы могут навещать арестанта время от времени и в самое неожиданное время. В целом в практике возникает немало проблем: дело новое, опыт и методики нарабатываются.
Зато введение еще одной гуманной меры - нового наказания в виде принудительных работ может быть отложено. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, предлагающий отодвинуть срок введения такого наказания. Как предполагается, осужденных к принудительным работам должны будут отправлять в специальные исправительные центры. Чем-то такой вид наказания должен напоминать советскую "химию".
Возвращается тюремное ведомство и к старой идее создания специальных общежитий для бывших арестантов. Несколько лет назад об этом много говорилось. Часто после тюрьмы человеку некуда податься и он опять попадает в тюрьму. Чтобы помочь вчерашним арестантам, местные власти и благотворительные организации открывали в разных регионах специальные общежития для них. Шла речь даже о создании специальной службы пробации. Как стало известно, вопрос не закрыт. Например, буквально на днях Главное управление ФСИН России по Самарской области заключило соглашение с социальным приютом для лиц без определенного места жительства и занятий. Оно предусматривает предоставление бывшим арестантам, у кого нет дома, спального места, бесплатного питания один раз в день. Людям помогут в оформлении и восстановлении документов, регистрации, трудоустройстве, получении пенсии. Пользоваться услугами приюта освободившийся из колонии человек сможет в течение шести месяцев с момента обращения.
Приют рассчитан на триста мест. Из них двадцать процентов отведены для бывших осужденных.