В повестке вчерашнего пленарного заседания Думы, которое началось сразу же после того, как депутаты вернулись из Кремля, был вопрос, на который глава государства обратил особое внимание парламентариев, - о Счетной палате. Законопроект, внесенный в Госдуму 20 ноября спикером Сергеем Нарышкиным и двумя его первыми заместителями "единороссом" Александром Жуковым и коммунистом Иваном Мельниковым, являлся по сути новой редакцией закона об СП РФ. И в нем уже были отражены многие идеи по деятельности этого контрольного органа, которые высказывались Владимиром Путиным ранее и теперь прозвучали в Послании. Прежде всего это касается новых правил формирования Счетной палаты. По этим правилам кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты вносятся президенту России Советом Госдумы по предложению думских фракций. Глава государства выбирает из выдвинутых претендентов (их должно быть не менее трех) одного. И выносит эту кандидатуру или иную, уже по собственному усмотрению, на утверждение в Думу. Такой же порядок предлагается и при назначении зампреда СП. Но кандидатуры на этот пост - это уже прерогатива Совета Федерации.
Возможность поучаствовать в подборе кадров для Счетной палаты особенно понравилась думским либерал-демократам. По словам Максима Рохмистрова, если бы в нынешнем составе СП работал представитель ЛДПР, то этот контрольный орган действовал бы еще лучше. Хотя и сейчас у депутатов Госдумы особых претензий к СП нет. Они ценят ее вклад в борьбу с коррупцией, хвалят за проверки бюджетных расходов. Однако предлагают повысить роль этого органа, который является "инструментом парламентского и общественного контроля". Чтобы не только считал, сколько истрачено, но и определял, насколько эффективны эти траты. Нынешний председатель СП Сергей Степашин против подобного расширения функций не возражал. Новая редакция закона ему нравилась. По мнению Степашина, если текст ко второму чтению "мы не вычистим, не кастрируем - есть желающие поживиться по этой части", то будущий закон, "безусловно, ответит на те вызовы времени, которые были сформулированы с точки зрения эффективности бюджетных средств и противодействия коррупции". Как полагает Степашин, это в законопроекте всё учтено. Правда, депутатам хотелось бы расширить поле деятельности Счетной палаты, поручить ей взять под контроль и госкорпорации, и банки, где есть госкапитал, и другие структуры, работающие по публичным договорам: "наши граждане терпят большие убытки из-за нецелевого или неэффективного использования их средств". Но, как уточнил Александр Жуков, согласно законопроекту, за СП сохраняется право проверять и госкорпорации в части использования бюджетных средств.
В новой редакции отражены современные подходы к осуществлению внешнего государственного контроля, основанные на лучшей мировой практике и более чем семнадцатилетнем опыте работы Счетной палаты, при этом место и роль СП, установленные Конституцией РФ, по словам Жукова, остались неизменны. В ходе пленарного заседания у депутатов нашлось немало и других поводов, чтобы вновь и вновь обращаться к Посланию. К примеру, в повестку был включен блок инициатив думской оппозиции по изменению избирательной системы. Об этом шла речь в Кремле. А "справороссы" вспомнили также со ссылкой на слова Путина о своем законопроекте, вводящем налог на роскошь, который давно ждет своей очереди. Но пока Дума приняла в первом чтении только новую редакцию закона о СП - 440 "за". Для реализации других идей президентского Послания вчера же была создана специальная межфракционная рабочая группа, воглавить которую спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил своему первому заму Александру Жукову. Кроме того, вчера депутаты утвердили "единоросса" Сергея Попова председателем Комитета ГД по Регламенту и организации работы Госдумы.