Тем временем, в Польше прошли мероприятия, посвященные очередной годовщине введения в стране военного положения. Напомним, что 13 декабря 1981 года в шесть часов утра Польское Радио передало выступление генерала Ярузельского, в котором он сообщил о создании Военного Совета Народного Спасения и введении военного положения на территории всей страны.
Начались аресты деятелей оппозиции и движения "Солидарность". В течение нескольких дней было интернировано около пяти тысяч человек. В масштабной операции было задействовано 80 тысяч военнослужащих, 30 тысяч полицейских, 1750 танков, 1900 военных машин и 9 тысяч автомобилей. В 1996 году после пяти лет работы парламентской Комиссии конституционной ответственности стало ясно, что авторы военного положения из двух зол выбрали меньшее для своей страны. Дело было закрыто. Но уже в сентябре 2008 года в варшавском окружном суде снова начался процесс против генерала Войцеха Ярузельского и других государственных деятелей, участвовавших в подготовке военного положения. Они обвинялись в "организации вооруженного преступного формирования".
Генерал Ярузельский, который неоднократно извинялся перед поляками и объяснял, что этими действиями страну удалось спасти от более масштабной катастрофы, с лета 2011 года по состоянию здоровья не может участвовать в судебных заседаниях. Каждые полгода он проходит медицинское освидетельствование, результаты которого поступают в суд и позволяют 89-летнему генералу не возвращаться на скамью подсудимых.
Каждый год в ночь с 12 на 13 декабря у дома генерала собираются люди с флагами и плакатами. Вчера там собрались несколько сотен человек, в основном, сторонники оппозиционной партии "Право и Справедливость". Благодаря тому, что в этот раз пришли только противники Ярузельского, обошлось без столкновений с защитниками генерала, как это было в предыдущие годы. Тем временем, согласно опросам, больше всего поляков считают, что введение в 1981 году военного положения было обоснованным.
По данным польского центра "OBOP", претензий к Ярузельскому не имеют 43 процента опрошенных, 35 процентов придерживаются противоположного мнения, а 22 процента - не смогли ответить на вопрос.