"Итоги конференции в Катаре не стали значимыми для достижения результатов в области сотрудничества в сохранении климата", - сказал он. Похожей точки зрения придерживается и начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД России Олег Шаманов. "Я абсолютно убежден, что конференция оказалась однобокой", - заметил он.
Претензии спикеров заключаются в том, что международное сообщество не хочет учитывать позицию России в вопросе сокращения выбросов парниковых газов до 2020 года. По словам Александра Бедрицкого, уровень выбросов у развитых стран, к коим он, вероятно, относит и Россию, сегодня составляет всего 15 процентов. А 30 процентов выбросов дают страны, не присоединившиеся к протоколу, среди которых и США. "Остальные 55 процентов приходятся на развивающиеся страны, но они сопротивляются принятию каких-либо обязательств. Например, мировым лидером по наращиванию выбросов является Турция, но решение по их ограничению для этой страны не принято", - рассказал Александр Бедрицкий.
На встрече в Катаре российская делегация заявила, что участвовать в обязательствах до 2020 года не будет. То есть выбросы по международной линии она ограничивать не намерена. При этом внутри страны рассматривается идея о принятии закона о самостоятельном ограничении выбросов - минус 25 процентов от уровня 1990 года. Это отвечает внутреннему плану по модернизации российской промышленности. Однако Россия хотела бы оставить за собой право продажи квот на выброс другим странам. Особенно с учетом вклада российских лесов в экологию планеты.
Стоит отметить, что первый период действия Киотского протокола, принятого в 1997 году, заканчивается в этом году. Второй - в 2020 году. При этом поправку к Киотскому протоколу, запускающую второй период соглашения, по мнению Александра Бедрицкого, можно было принять год назад, на конференции 2011 года в ЮАР. "Никто этому не мешал, никто этому не препятствовал, и трудно понять, почему те страны, которые больше всего выступали и говорили о необходимости Киотского протокола, не представили свои предложения по обязательствам", - сказал советник президента. По его словам, в нынешней ситуации поправка, для формального вступления в силу которой требуется ратификация ее тремя четвертями участников соглашения, с 1 января будет работать лишь условно. "Это практика не очень хорошая, она характеризует неустойчивость процесса", - заключил Александр Бедрицкий.