13.12.2012 07:35
    Поделиться

    Эксперт: Экономные компании даже в кризис увеличили прибыль

    Старые модели управления бизнесом, которые успешно применялись до 2009 года, изжили себя. Кризис заставил компании искать новые управленческие стратегии. Полагаю, нашему издательству удалось выбрать правильное направление, раз на протяжении последних трех лет ему удается ежегодно увеличивать прибыль на 15-20 процентов.

    В чем секрет? Прежде всего в изменении структуры компании. Так, мы пошли по пути централизации системы управления: сделали едиными для всех 16 региональных филиалов такие службы, как бухгалтерия и отдел продаж. На местах остались только те подразделения, которые не могут функционировать дистанционно,  например службы распространения. И, как показала практика, не обязательно размещать центральные отделы в Москве и Санкт-Петербурге. Люди в глубинке трудятся лучше столичных коллег, не требуя при этом баснословных зарплат. Например, у нас один из офисов продаж успешно работает в Ревде.

    Вместе с тем издательство отказалось от дивизионного принципа управления, при котором все филиалы являются самостоятельными экономическими единицами. Это сильно усложняет контроль и не позволяет маневрировать ресурсами и кадрами. Так что мы "вертикализировали" систему управления.

    Еще одно важное направление новой экономической политики - это сдержанность в тратах. Мы сократили расходы на всех уровнях - от руководства до рядового персонала. Если два года назад у компании было десять машин, то сейчас - ни одной. Я сам и мои заместители стали ездить на собственных авто. При этом компания выдала беспроцентные кредиты тем, у кого не было средств на покупку личного транспорта. А менеджеры по продажам начали ходить пешком, зато подтянулись и стали здоровей. Кроме того, мы пошли по пути уплотнения офисов: за счет простой замены больших столов на маленькие смогли разместить в кабинетах больше работников и отказаться от аренды освободившихся площадей.

    Следующим стратегическим направлением стало избавление от "черных дыр" - отдельных работников и даже целых отделов, которые поглощают больше ресурсов, чем дают отдачу. Бизнес должен трезво оценивать, сколько денег приносит сотрудник и сколько он отнимает. Если в результате подсчета получается хотя бы рубль убытка, то от подчиненного надо избавляться. Даже если это друг или жена.

    В то же время не стоит разбрасываться персоналом. Потому что бренд не имеет ценности без кадров и контента, который они производят. Многие компании не стремятся удерживать сотрудников, ожидая, что вместо них придут получше. Но мой двадцатилетний опыт работы показывает, что приходят только хуже. Поэтому следует удерживать ценных сотрудников - карьерным ростом, социальными бонусами, материальной мотивацией. Предприниматели часто задаются вопросом: что лучше - стабильная оплата или проценты? Я считаю, за оклад человек будет просто высиживать день, но и за одни проценты тоже не станет работать - каждому хочется стабильности. Значит, нужен баланс, мотивирующий к труду и творчеству. Важно также выстраивать личностные отношения с подчиненными, быть с ними честным и справедливым. Тогда они захотят остаться в вашей компании.

    Поделиться