На конкурсе Пахмутова и Добронравов презентовали свою новую песню "Это наша игра" - о футболе.
Александра Пахмутова - о футболе
- Как-то раз жена одного композитора спросила у меня: "Вы правда любите футбол или жизнь заставила?" Я на самом деле болельщик со стажем, люблю этот спорт, и для меня это не чужое дело. А вот муж Николай Николаевич в футболе на самом деле хорошо разбирается. Эту песню нас попросили написать к чемпионату Европы, мы сделали очень хорошую качественную запись с тремя солистами - Александром Скляром, Александром Маршалом и Алексеем Гоманом - и детской группой "Эколь". Но в эфир она так и не пошла - наши продули, начались перестановки в команде, и было уже не до песни. Поэтому, можно сказать, что премьера будет сегодня. Нам очень приятно, что состоится она в Волгограде, тем более он будет одним из городов, где пройдет чемпионат мира по футболу. Кроме того, мы всегда болели за "Ротор" и надеемся на возрождение команды.
Николай Добронравов
- Долгие годы я дружил со Львом Яшиным, Константином Бесковым. Я был очень горд, когда на днях в Чечне открыли памятник Льву Яшину и назвали улицу в его честь. И вот думаю: почему бы в Волгограде не вспомнить футболиста Александра Пономарева, который начинал играть в сталинградском "Тракторе"? Наша песня - об этих великих футболистах, которые не получали огромных денег, но играли мастерски и побеждали все эти "манчестеры". Это были одни из лучших людей советской эпохи, - добавил Николай Добронравов
Александра Пахмутова - о связи поколений
- О волгоградском конкурсе скажу так: мне очень приятно, что его проводит мой родной город. Но глубинная радость в том, что дети XXI века исполняют песни XX, не только мои. Они поют, например, о Братской ГЭС. Для нас это была реальность, но они уже не знают, что это такое. И я думаю, что песни - это реальная возможность связать имена и связать поколения. В моей жизни был очень трогательный момент, когда Саша Головченко, волгоградская девочка и ученица музыкальной школы, где когда-то училась я, участница детского "Евровидения", на моем юбилейном концерте исполняла песню "Если будешь ранен, милый, на войне..." Это не самая моя сильная песня, есть лучше этой. Но я написала ее зимой 1941 - 1942 года. Потом, как водится, забыла о ней. Но вот решила показать. И испытала очень большое волнение из-за всех этих совпадений: 11-летняя девочка из Волгограда поет песню, которую я написала, когда мне было 11 лет.
О детях-музыкантах
- Сегодня утром я репетировала с волгоградским детским симфоническим оркестром и детским хором "Виктория". Это большая редкость - детский оркестр. Ведь все думают, что на самом деле молодежный. Но в Волгограде он действительно детский! Мы готовим совместный концерт к 70-летию Победы в Сталинградской битве, который состоится 2 февраля в храме Христа Спасителя в Москве. В программе будет три блока: Гайдн и Моцарт, во-первых, потому, что это гениальная музыка, а во-вторых, она соответствует составу оркестра, это не вагнеровский оркестр. Второй блок - это пьесы из "Детского альбома" Чайковского, любимейшие во всем мире и технически несложные. А третий блок - это современные песни, связанные с датой: "Добрая сказка" и "Горячий снег", "Поклонимся великим тем годам" и "Бекетовка". Судьба последней удивительна. Она написана на стихи красноармейца Киреева, который воевал, был тяжело ранен в Бекетовке. Его посчитали погибшим, отправили домой похоронку. Но он выжил. Через несколько лет, приехав на празднование 9 Мая, увидел свою фамилию в списке погибших. И после этого написал стихи. Между прочим, он здравствует до сих пор, готовится отметить свое 90-летие, на днях из Киева я получила от него письмо.
О детстве
- В сегодняшней Бекетовке мне не хватает больше всего моего дома. Мы жили около рынка, наш дом был крайним. Так получилось, что вся наша улица, сегодня она называется Омской, уцелела, а наш дом снесли. Я понимаю, в этом никто не виноват. В моем детстве Бекетовка была более зеленой. А сейчас все заросло камышом, какое-то все усталое. Природа портится, зато мы имеем комфорт. Правда, тогда были другие напасти: комары и малярия, например. Я выросла на хинине. И знаю, каково это - дрожать в жару под кучей одеял и подушек с температурой 42. Из-за этого я очень поздно научилась плавать, хотя Волга была рядом. Мы жили рядом с базаром. Машин тогда не было, и товары привозили на повозках, запряженных лошадьми. Рядом с ними часто были жеребята. А калмыки привозили прекрасное степное мясо на верблюдах. И рядом с верблюдицами были верблюжата. Мальчишки дразнились: "Верблюд-кочка, где твоя дочка?" Этого делать было нельзя. Верблюд медлительный, долго терпит, а потом ка-а-ак плюнет! Помню, как осетры плыли по Волге брюхами вверх, когда строили плотину. Мне очень жалко Волгу, и я надеюсь, что умные головы придумают, как спасти ее. У меня есть песня "Волга - вольница моя..." Когда-то ее пела Людмила Зыкина. Мы хотим восстановить ее. Надеюсь, она прозвучит на совместном с академическим детским хором имени Виктора Попова концерте 4 февраля.