На встрече в Женеве стороны обсудили вопросы исключительно двусторонних отношений. При этом, не затрагивая темы Абхазии и Южной Осетии. Как подчеркнул накануне встречи Григорий Карасин, "вопросов отношений с Абхазией и Южной Осетией без участия самих абхазов и осетин мы касаться не намерены. Это принципиальная позиция России. И с нее мы не сойдем". В свою очередь Зураб Абашидзе в интервью тбилисскому телеканалу "Имеди" заявил, что от этой встречи "нельзя ожидать каких-либо ощутимых результатов, поскольку процесс нормализации отношений двух стран будет непростым и длительным". Абашидзе отметил, что "Грузия готова к солидному и конструктивному диалогу с Россией и не ставит никаких предварительных условий для начала диалога". Давая характеристику женевской встрече, Григорий Карасин сообщил, что она прошла "по-деловому и в конструктивном ключе". "По сути, это был первый прямой контакт такого рода официальных представителей России и Грузии. Он состоялся по поручению президента России и премьер-министра Грузии. Мы договорились, что диалог будет продолжен в этом формате на регулярной основе", - заявил высокопоставленный российский дипломат.
По оценке наблюдателей, это была чисто организационно-техническая встреча, на которой дипломаты договаривались о формате будущих встреч между высокопоставленными российскими и грузинскими политиками. К слову, на должность спецпредставителя премьера Грузии по вопросам отношений с РФ, которая, по оценке экспертов, свидетельствует о готовности Тбилиси наладить контакты с Москвой и создать с Россией "новый, независимый канал двусторонних связей", политолог и дипломат Абашидзе был назначен специальным распоряжением главы грузинского кабинета министров Бидзины Иванишвили.
В 2008 году официальный Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. Этому предшествовали военная операция по принуждению Грузии к миру и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. В настоящее время при посольствах Швейцарии в Москве и Тбилиси работают секции интересов Грузии и РФ. С приходом на пост премьера в Грузии Бидзины Иванишвили общая задача правительств двух стран, по оценкам экспертов, состоит в том, чтобы вывести российско-грузинские отношения из этого тупика, который был создан "из-за авантюрных действий нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили".
Правительство Бидзины Иванишвили выразило готовность к налаживанию диалога между Москвой и Тбилиси. Сейчас, как отмечают наблюдатели, двум сторонам важно найти приемлемое решение, как при отсутствии дипломатических отношений напрямую развивать контакты в области культуры и экономики, и, прежде всего, в сфере торговли и транспорта. Как заметил Григорий Карасин, "никаких посредников в этих переговорах не будет. Это даже несколько унизительно для таких близких государств, как Россия и Грузия. Мы должны иметь прямые контакты".
Тем временем, в пятницу глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко дал понять, что никаких "специальных препятствий для возвращения на российский рынок грузинского вина и минеральной воды нет". В интервью "Интерфаксу" он заявил о том, что "документы для возобновления поставок поступили почти от 30 грузинских предприятий".
Каха Кукава, председатель политической партии "Свободная Грузия":
- Само собой, очень положительным явлением является то, что женевская встреча состоялась, и между российской и грузинской сторонами восстановлена определенная коммуникация. Этот факт, как минимум, защитит нас от того, чтобы между нашими странами не было места для новой конфронтации. Что касается двусторонних ожиданий то, это, по моему мнению, в большей степени зависит от правительства Грузии, поскольку позиция России известна: Москва готова к восстановлению дружественных отношений с Тбилиси, если и у нашей страны будет на то желание. У прежнего правительства была налицо русофобия, они заявляли, что являются партнерами Соединенных Штатов Америки, стремились в НАТО, а с Россией были готовы лишь решать конфликты. Такая позиция, естественно, не устраивает Москву. Ведь Россия неоднократно давала понять, что готова к партнерским отношениям с Грузией, если и наша страна будет ее партнером, а не второй стороной конфликта. Поэтому, думаю, сейчас, крайне важно, чтобы новое правительство Грузии четко определилось в своей позиции относительно характера двусторонних отношений. Пока возникает вопрос: если мы в Тбилиси ожидаем разрешения конфликтных ситуаций, решения территориальных проблем, открытия российского рынка и решения всех остальных важных вопросов с Россией, тогда почему нашим стратегическим партнером являются Соединенные Штаты Америки и почему таким партнером не является Россия?!
Гоча Дзасохов, президент Ассамблеи народов Грузии:
- Прежние власти Грузии прославились способностью создавать нестабильность не только на границе, но и во всем регионе. Когда ты намерен восстанавливать отношения, необходимо создать такую базисную платформу, чтобы твои инициативы увидели и услышали. Новые власти Грузии в отличие от предшественников, например, уже заявили, что не только не будут мешать России в организации и проведении зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, но и то, что грузинские спортсмены примут в ней участие. Новые власти Грузии сказали "нет" провокациям на Кавказе, тому, что в этом регионе больше нет места. На мой взгляд, необходимо в устраивающей все стороны форме подписать договор о неприменении силы в рамках Женевских дискуссий. В конце концов, что стоит Грузии отказаться от терминов "оккупированные территории", или закрыть музей советской оккупации в центре Тбилиси? Как только наступит хоть небольшая политическая оттепель, можно приступать к реализации двусторонних экономических проектов. Здесь существует очень тонкая грань между экономикой и политикой и, образно говоря, нужна "филигранная дипломатическая техника", чтобы экономические проекты привели к политической стабильности. Например, энергетическая безопасность кавказского региона может стать сильным стимулом для реализации двусторонних экономических проектов. В России есть мощности, вырабатывающие излишнюю энергию, которую надо продавать. Здесь возможны переговоры по транзитным проектам. Не исключены договоренности по транзиту газа, а сейчас газопровод доведен до Осетии. Глобальных перспективных проектов можно перечислить множество. Не надо, например, забывать о том, что транзит грузов через Грузию и Осетию в третьи страны из России намного дешевле, чем через Иран, Азербайджан.
Рамаз Сакварелидзе, грузинский политолог:
- Я положительно оцениваю факт начала переговоров в Женеве между Москвой и Тбилиси. Что касается ожиданий двух сторон, они не так велики, поскольку, как правило, первые встречи возрождаемых политических контактов не загружены какими-то судьбоносными решениями. Что касается того, на какие уступки, возможно, пойдет Грузия в отношениях с Россией, то новое правительство уже зафиксировало свою однозначную позицию. Официальный Тбилиси, скорее всего, не пойдет на компромисс по таким моментам, как вопрос территориальной целостности и выбор европейской ориентации внешнеполитического курса. Как отметили в новом правительстве страны, "все остальное может стать предметом обсуждения".
Демур Гиорхелидзе, грузинский политолог:
- По моему мнению, организаторы встречи сделали правильный шаг. Российско-грузинские отношения, сегодня, как известно, не соответствуют интересам ни России, ни Грузии. Поэтому, когда мы говорим о наших ожиданиях, в первую очередь, как говорится, "холодным разумом" мы должны определить, что в данной ситуации главное. А главное - это начало процесса сотрудничества: в перспективе у нас должна быть надежда, что обе стороны, разумными шагами, взаимоприемлемыми благоприятными условиями найдут общий язык, и отношения двух соседских стран будут конструктивными. Я действительно этого ожидаю. Мы не можем быть врагами России. Здравый смысл и прагматизм диктует нам то, что российско-грузинские отношения должны быть нормализованы. Не нужно говорить, что мы должны уступить друг другу - это неправильный подход. Мы должны объективно оценить перспективы двусторонних отношений, выяснить наши проблемы и подумать о том, чтобы направить отношения по правильному пути. Другой альтернативы я не вижу.
Владимир Хомерики, генеральный секретарь Всемирного конгресса народов Грузии:
- Встречу заместителя министра иностранных дел РФ Г. Карасина и специального представителя правительства Грузии З. Абашидзе ждали с большим интересом, как общественность в Грузии, так и грузинская диаспора в России. Грузинское население связывает с Россией свои основные надежды в экономической сфере. Грузия ожидала от этой встречи решения таких насущных для народа вопросов как снятие или послабление, на этом этапе, визового режима; открытие торгового рынка для продукции своих производителей; возможности доступа к рабочим местам в России. Судя по предыдущим заявлениям властей Грузии, Тбилиси ожидает шаги только со стороны России, ничего существенного не предлагая взамен, кроме заезженной еще правительством М. Саакашвили риторики о бесповоротном решении вступления в НАТО; невозможности установления с Россией дипломатических отношений; признании РФ страной оккупантом и прочее. Увы от Тбилиси, кроме того что "мы готовы начать торговлю и снимите визовый режим", российские власти до сих пор ничего не слышали. В Москве заняли справедливую выжидательную позицию, открыто заявив, что ждут практических шагов и решений от Грузии, а не просто пространных заявлений и просьб. Надеюсь, что данные вопросы обсуждались на встрече высокопоставленных дипломатов и по ним следует ждать "положительного продвижения".