13.12.2012 23:00
    Поделиться

    Задерживается старт промышленной эксплуатации новых месторождений

    Странные процессы происходят в управлении российской экономикой. На словах все выступают за свободу предпринимательства, защиту конкуренции, развитие регионов, а на деле сплошь и рядом лоббируются интересы избранного российского и иностранного бизнеса. Причем часто в ущерб не только миллионам предпринимателей, но и немногим оставшимся госкомпаниям. Примеров наберется немало: агропромышленный комплекс, электроэнергетика, телекоммуникации, а в последнее время - сырьевой сектор.

    Очередным поводом для размышлений о мнимой и реальной миссии иных представителей экономической власти стала ситуация вокруг разработки нефтегазоносного континентального шельфа. По Закону "О недрах" исключительным правом на осуществление работ на шельфовых участках обладают только компании с преобладающим участием государства, имеющие опыт шельфовых разработок. В настоящее время - это "Газпром" и "Роснефть". При этом положения российского Закона соответствуют мировой практике: сегодня из пяти крупнейших нефтегазовых компаний мира четыре - государственные.

    Может быть, для кого-то он и плох, но это Закон. В то же время упорно ищутся способы его обойти, например, "рекомендуя" госкомпаниям создавать СП с "обделенными" российскими и иностранными претендентами-частниками, затягивая выдачу необходимых лицензий или требуя увеличения проектных инвестиций. И, похоже, старт промышленной эксплуатации новых месторождений мало кого заботит.

    В эти дни в повестке дня экономической власти значится выдача разрешений на разработку месторождений 45 шельфовых участков, расположенных в море Лаптевых, Восточно-Сибирском, Охотском, Чукотском, Баренцевом, Черном и Каспийском морях. По Закону претенденты на них - "Газпром" и "Роснефть". Но то по Закону. На деле решение этого вопроса в ближайшее время вряд ли состоится. Почему?

    Ключевым отличием госкомпаний от частников является сопутствующая социальная миссия, в данном случае - основополагающее участие в комплексном развитии регионов присутствия. И если перенос сроков начала геологоразведки и других подготовительных работ еще как-то можно пережить, то затягивание территориальных улучшений объяснить сложно, если вообще возможно. Речь не только и не столько о газификации ("Газпром" подписал соответствующие Договора с 10 регионами Восточной Сибири и Дальнего Востока из 14), сколько о дополнительных и существенных поступлениях в областные и краевые бюджеты. Попробуй растолкуй жителю Сахалина или Камчатки, что перемены в его жизни упираются в непомерные амбиции отдельных чиновников в далекой Москве.

    Несмотря на поручение Президента разобраться с шельфом и ускорить выдачу лицензий "Роснефти" и "Газпрому", ответственные за вопрос непреклонны - государственным "Газпрому" и "Роснефти" следует создавать СП, в том числе с полуофшорными российскими компаниями. Для чего? Ради привлечения финансов? Такие возможности у государственных корпораций и так есть. Ради прихода новых технологий? Но конкуренты, так же как и госкомпании, пойдут за ними на внешние рынки. В целях развития конкуренции? А что с такой конкуренции государству и регионам, кроме варварской эксплуатации месторождений, непоправимого ущерба экологии и дополнительного оттока капитала?

    Самое интересное, что "Газпром" и "Роснефть" в преддверии затратных шельфовых разработок несколько СП уже создали, причем во всех случаях контрольные пакеты принадлежат российским участникам. "Газпром" учредил СП с немецкой Wintershall (доля "Газпрома" - 75% минус 1 акция), вьетнамской Petrovietnam (51%), а также заключил Соглашение о стратегическом сотрудничестве с китайской КННК. "Роснефть" на аналогичных условиях организовала СП с норвежской Statoil, итальянской Eni (в обоих случаях доля "Роснефти" - 66,67%) и американской Exxon Mobil (51%).

    Финансирование, технологии и компетенции, а это многие миллиарды ныне "подвешенных" по воле чиновников долларов иностранных инвестиций, полностью ложатся на плечи зарубежных инвесторов. Не скрывающих, что решающим аргументом в пользу их участия в российских нефтегазовых проектах стало присутствие в них государства. Присутствие, которого, как и гарантий, по факту нет.

    Можно по-разному относиться к российской нефтегазовой сфере и ее менеджменту, но бесспорно одно: прежде чем наводить порядок в отрасли, нужно научиться соблюдать Закон и руководствоваться не межклановыми противоречиями или частной корыстью, а интересами общества в целом. Финал истории с шельфом должен стать отражением мудрости властных настроений.

    Поделиться