Широкий проблемный охват - традиционная черта президентских посланий. Такова специфика жанра, так было и в этот раз.
Но непосредственные участники часто оказывались в плену первых впечатлений: в своих комментариях многие упоминали темы патриотизма и духовности, затронутые президентом, но количественный анализ, проведенный журналистами, показал, что больше всего внимания российский лидер уделил экономике и бизнесу (около 25 минут, или 35% в процентном соотношении). Были попытки выделить какую-то центральную идею Послания, предлагались разные варианты: национальная идея, патриотизм, национальное развитие. Все эти темы заняли важное место, но все-таки всего предметного поля Послания охватить не могут.
В самом деле, что общего между приоритетами демографической политики, проблемами провинциальной интеллигенции, предложениями восстановить воинские традиции, утверждением, что руководители предприятий не должны зарабатывать в 10 раз больше, чем их сотрудники, отказом от госкапитализма, "духовными скрепами", несбалансированностью территориального развития, борьбой с коррупцией и офшорами и многими другими проблемами, затронутыми в Послании? На первый взгляд - ничего, помимо того факта, что все эти проблемы актуальны для нашей страны.
Тем не менее единый стержень в Послании, безусловно, присутствовал и ощущался слушателями. Индивидуальное лицо Послания определял, скорее, не выбор центральных тем и даже не их соотношение, а особый угол зрения. Владимир Путин взглянул на проблемы и перспективы страны через призму ценностей и предложил это сделать всем остальным. Тема ценностей пронизывает весь текст Послания, создавая из привычных сюжетов новую смысловую реальность. В самом деле, главным критерием новой приватизации провозглашаются не финансовые поступления в бюджет (этот критерий никто не отменял), а создание легитимного собственника, не просто эффективного, а такого, который пользуется общественным признанием.
Аналогичное можно сказать и про борьбу с коррупцией. В Послании было заявлено, что "политика очищения и обновления власти будет проводиться твердо и последовательно". Наряду с традиционными целями антикоррупционных мероприятий - повышение качества управления, а вместе с ним - и дееспособности власти, появлялась новая: "моральный авторитет государства". В то же время ни о какой "диктатуре ценностей" речь не идет. В соответствии с логикой Послания ценности не "отменяют" жизненных благ и рациональных расчетов, они призваны их направлять. Показателен в этой связи сюжет про "патриотизм предпринимателей". Цитата: "лучший способ сделать бизнес патриотичным - обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию".
"Новая оптика" позволяет не только сформулировать новые задачи, но и увидеть новые возможности. Важнейшим ресурсом развития все больше становится человеческий потенциал: "Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве". Меняются смысл социальной политики, устоявшиеся представления о месте социальной сферы. Это "не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России".
Логика ценностей позволяет сформулировать новый круг задач в развитии российского общества, связанный с исчерпанием привычных социальных форм. Гражданами России пройден "необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. ...Но работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации". Формируется запрос на новые формы жизни, связанные с разносторонним участием в жизни других людей и в жизни государства. "Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства". Необходимо освоение коллективных форм жизни, восстановление ценностей общественного служения и солидарности.
Из текста Послания следует, что речь не идет о возврате к старому коллективизму советского образца. Провозглашается единый гражданский идеал: "богатая и благополучная Россия". Утверждается новое отношение к перспективе человеческого развития: ценность "будущего" не должна заменять ценности "настоящего".
Появилась новая высшая моральная и политическая инстанция: "интересы нации". Новые коллективные формы жизни предполагают гражданское участие, активизацию общества в его отношениях с государством. Предложено новое направление: общественный контроль над деятельностью госорганов. В этом же ряду - новые акценты в трактовке гражданского общества. Мы привыкли видеть там СМИ и НКО, которые занимаются защитой прав граждан, благотворительностью, решением острых социальных проблем. Вряд ли это исчерпывает потенциал гражданской активности. В Послании предложен более широкий формат: "профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры... должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества".
Новый коллективизм предполагает дееспособную и "открытую" власть, возможности для массового политического участия, а также конкурентную политическую систему, исключающую единовластие. Принципиальное значение в этой связи приобретает комплекс требований, которым должна подчиняться модель государственного управления, а также "кодекс добросовестной политической конкуренции". Создание гарантий суверенитета открывает возможность для развития суверена - российского народа, преобразования его в современную политическую (гражданскую) нацию.