Новости

Как укрепить экономическую базу регионов

Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию поставил задачу укрепить экономическую базу регионов. А важнейшим фактором подъема экономики субъектов РФ назвал качество работы региональных управленческих команд. И обратил внимание аудитории, что "уже сейчас есть субъекты, которые без нефти и газа ежегодно обеспечивают рост валового регионального продукта более чем на 10%". За счет чего же растут экономики несырьевых субъетов, таких как Татарстан, Калужская, Липецкая и Нижегородская области?

По мнению председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Павла Гагарина, позитивное влияние на развитие регионов оказывают промышленные и портовые особые экономические зоны. Кроме того, энергично развиваются крупные индустриальные регионы, такие как Кемеровская область и Красноярский край, где есть серьезные и конкурентоспособные даже по западным меркам производства, не связанные с нефтегазовым сектором. К этому списку можно добавить и территории, где располагаются предприятия ОПК: оборонку государство поддерживает растущим гособоронзаказом.

Насколько реально другим регионам обеспечить такой рост? Какие должны быть использованы механизмы для этого?

- Есть регионы, которым нереально обеспечить не только 10%, но и вообще какой-то рост, - полагает Павел Гагарин. - К примеру, в зонах неустойчивого земледелия с отсутствием серьезного производства и небольшим количеством работоспособного населения.

Но и эти регионы не безнадежны. Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов считает, что бурный рост экономики в таких регионах может быть связан или с реализацией единичных крупных инвестиционных проектов, или с масштабным, но все-таки тоже разовым, привлечением новых производств, как, например, это произошло в той же Калужской области.

"Возникающие ограничения в любом случае не должны сдерживать стремления региональных лидеров к необходимости модернизации экономики регионов, ее диверсификации, развитии инновационных производств, стимулировании развития малого бизнеса на территориях", - отметил эксперт.

Сейчас разница в доходах регионов крайне высока. Глава государства призывает двигаться к тому, чтобы "все регионы без исключения стали экономически самостоятельными", а для этого в первую очередь придется "менять логику межбюджетных отношений". Как подчеркнул Климанов, сложившаяся система межбюджетных отношений, включающая не только механизм распределения межбюджетных трансфертов, но и системы разделения доходных источников и разграничения расходных обязательств между уровнями власти, не отвечает современным потребностям российского общества, а потому требует кардинальной перестройки.

Однако, по словам директора региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, пока отмечается тенденция, когда вместо сокращения непрозрачных практик в межбюджетных отношениях власти намерены сократить лишь объем субвенций на исполнение делегированных полномочий путем передачи части федеральных полномочий регионам.

Каким образом могут быть реформированы межбюджетные отношения регионов? Владимир Климанов полагает, что изменения, которые должны и, скорее всего, будут происходить в межбюджетных отношениях, пойдут параллельно с реформами государственного управления, включая прежде всего процесс выборности глав территорий, а также диверсификацией российской экономики, расширяющей спектр доходных источников бюджетов разных уровней.

"Территории развивает не федеральный центр и мегакомпании, а муниципалитеты, малый и средний бизнес, - говорит председатель подкомитета по региональной энергетической политике Комитета Госдумы по энергетике Константин Ильковский. - Необходимо дать им максимальные свободы и ответственность за свои территории, что потребует существенно изменить Бюджетный и Налоговый кодексы, да и многие другие законы. Регионы должны быть экономически и финансово заинтересованы в наращивании собственных доходов, изменив методику трансфертов. Зафиксировать доходы и трансферты, а затем прирост собственных доходов стимулировать приростом трансфертов, пусть и не пропорциональным. И еще очень важно: мы должны отодвинуть горизонты планирования на пятьдесят лет".

Владимир Путин в Послании заявил о том, что необходима своего рода инвестиционная карта России, чтобы дать инвесторам сигнал, на каких территориях "выгоднее, разумнее работать". Такая карта способна расширить перечень регионов, интересных с точки зрения инвестирования.

- Традиционно в России есть ряд регионов, у которых на протяжении многих лет выстроено долгосрочное взаимодействие с инвесторами, - объяснил "РБГ" глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. - К таким регионам можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Калужскую область, Республику Татарстан, Краснодарский край. Но это далеко не вся Россия. Зачастую особенно интересные возможности для инвестиций можно найти как раз вне этих регионов. Случается и так, что региональные правительства по-хорошему конкурируют за инвестора друг с другом и готовы предоставить льготные условия, о которых наши зарубежные партнеры зачастую плохо информированы.

В РФПИ особую роль в связи с этим отводят инвестиционным региональным агентствам, их развитием на ряде территорий фонд уже занимается.

Вектором развития России в XXI веке Владимир Путин назвал движение на восток. "Сибирь и Дальний Восток - это наш колоссальный потенциал", - отметил президент. Недавно на президиуме Госсовета подробно обсуждались конкретные шаги по экономическому стимулированию этого макрорегиона. Глава государства сделал тогда ряд конкретных предложений. В первую очередь исходя из необходимости создания особых условий для бизнеса он предложил установить нулевую ставку федеральной части налога на прибыль в первые 10 лет работы вновь создаваемых промышленных предприятий, с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Такие же условия, по мнению президента, можно создать и в регионах (сегодня региональные власти не вправе вводить нулевую ставку по налогу на прибыль).

Кроме того, по мнению заместителя председателя Совета Федерации ФС РФ Вячеслава Штырова, Дальнему Востоку необходимы новые законы. По его словам, требуется принять госпрограмму развития Дальнего Востока в виде федерального закона. Только в этом случае, уверен Штыров, она станет директивой для органов государственного управления и государственных монополий, будет стопроцентно защищена статьей бюджета и выступит в качестве сигнала к действиям для бизнеса, который в этом случае точно пойдет на Дальний Восток.

Говоря о налоговых льготах, Штыров от лица верхней палаты российского парламента предложил освободить от налога на прибыль не только вновь создаваемые, а все предприятия Дальнего Востока.

В Послании глава государства дал одно конкретное поручение, связанное с развитием территорий. Он попросил правительство представить предложения по перспективному развитию Калининградской области. И подчеркнул, что закон о Калининградской особой экономической зоне в 2016 году заканчивает свое действие. "Это был очень важный посыл - услышать из уст президента об особом положении Калининградской области", - рассказал губернатор области Николай Цуканов. И добавил, что программа социально-экономического развития региона до 2020 года, которая может получить статус государственной, на днях была представлена в минрегион.

Разумеется, для освоения новых территорий бизнесу необходимы длинные деньги. "Нам нужны дешевые и длинные деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки. Я прошу правительство и Центробанк подумать над механизмами решения таких задач", - заявил президент.

По мнению банкиров, удлинить рефинансирование можно очень просто: для этого ЦБ надо снизить ставки до среднерыночных и увеличить срок, на который выдаются кредиты. "Тогда банкам станет выгоднее использовать средства ЦБ в течение длительного периода, чем стандартные источники пассивов, и они начнут это делать, - говорит аналитик по макроэкономике Промсвязьбанка Сергей Наркевич. - Если речь идет о возможности предоставления долгосрочных кредитов в кризисных ситуациях, то нужно сделать так, чтобы они выдавались под качественное обеспечение и были чуть дороже, чем рыночные средства. Возможно, стоит предусмотреть дополнительные гарантии возврата кредитов. При этом лучше, если распределение средств будет проводиться в формате аукционов".

Инвестиции, которые могли бы поработать на развитие экономики регионов, уходят в офшоры. Президент поручил правительству создать систему по деофшоризации российской экономики. Какие меры могут решить эту проблему?

"Офшоры, как инвестиционный и реинвестиционный институт, уже широко распространены. Большие объемы капиталов из многих стран далеко не первый год "уходят" в офшоры и через офшоры, что, конечно, зачастую ущербно для экономики этих стран. Видимо, требуются надлежащие условия для размещения и работы капиталов прежде всего на внутреннем рынке тех же государств, - рассуждает Роберт Абдуллин, президент Международной организации кредиторов (WOC). - Что касается мер по деофшоризации национальных экономик, это, на мой взгляд, в первую очередь вопрос национальной экономической политики, в том числе эффективного регулирования бизнеса и бизнес-среды в целом. Во всяком случае, для отслеживания деятельности офшорных территорий есть проекты соответствующих международных правил, но дееспособных механизмов такого рода в международном масштабе пока не создано".