Согласно прогнозам, государственный долг Брянской области должен был сократиться хотя бы до четырех миллиардов рублей. Этого не случилось, но в комитете по бюджету областной Думы лишь спокойно констатируют: год назад сумма составляла 5,7 миллиарда, к 1 января 2012-го подскочила до 6,2, а к апрелю снизилась на 200 миллионов. Депутаты и чиновники поясняют: когда долг не превышает определенного процента от бюджета, ничего экономике региона не угрожает. Верхний предел государственного внутреннего долга Брянской области для ближайшего будущего они утвердили на уровне 5,7 миллиарда, хотя областной бюджет в 2013-м составит немногим более 28,6 миллиарда рублей.
Однако чиновники не афишируют другие цифры - объемы растущих расходов на обслуживание госдолга. Сейчас они составляют около 320 миллионов рублей в год, но уже к 2014-му поднимутся до 428. Такие данные приводят специалисты Контрольно-счетной палаты Брянской области, хотя на этот счет есть и менее утешительные прогнозы. Но даже при таких затратах получается, что регион каждый день вынужден "отдавать" около миллиона рублей банкам.
У представителей власти свои доводы. Например, в 2008 году государственный внутренний долг был равен 68 процентам собственных доходов Брянщины. Тогда главным аргументом было то, что эта доля не превышает предел, установленный статьей 107 Бюджетного кодекса РФ. Сегодня бюджет подрос, а следовательно, доля госдолга по отношению к нему уменьшилась. Создается иллюзия прогресса. Но если четыре года назад обслуживание долга обходилось в 227 миллионов рублей, то теперь затраты существенно выше.
Отметим, что три года назад госдолг составлял 4,5 миллиарда. Получается, он растет в среднем на полмиллиарда за год, хотя должен был в том же темпе снижаться. С учетом того, что объем федеральных дотаций, которые получает регион, начнет сокращаться уже с 2013-го, займы, как утверждают брянские экономисты, скорее всего, увеличатся.
- В бюджетном послании губернатор Николай Денин высказал опасения по поводу объема госдолга и поставил задачу сократить его в 1,7 раза в течение трех лет. Почему же не исполняется требование главы? - обратился один из депутатов к замгубернатора Елене Локтиковой
Однако она подчеркнула, что задача выполняется в полной мере:
- Если вернуться к 2005 году, тогда госдолг области от объема собственных доходов составлял 78 процентов, сегодня - 41.
Характерно, что никто из депутатов не вернул главного финансиста области к основной теме: почему власти не сокращают долг?
В значительной степени за счет заимствований живет и Белгородчина, хотя этот регион считается одним из экономических лидеров ЦФО. Последние поправки в областной бюджет подняли верхний предел государственного внутреннего долга региона почти до 36,5 миллиарда рублей. Именно с таким показателем в регионе планируют начать 2013 год. Однако при формировании проекта главного финансового документа на ближайшую перспективу его разработчики уже спрогнозировали: к 2014-му госдолг сможет достигнуть 37,7 миллиарда.
- Удельный вес госдолга в 2014 году в объеме доходов региональной казны - без учета поступлений из федерального центра - составит 79 процентов, - отметил начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик, представляя проект бюджета на 2013 год.
По его словам, структура госдолга практически не изменится. Так, львиную долю по-прежнему составят государственные гарантии для бизнеса - 20 с лишним миллиардов рублей, или 53,1 процента суммы. Чуть более четверти суммы (9,5 миллиарда) - банковские кредиты, 17,2 процента (6,5 миллиарда) - государственные ценные бумаги.
Объясняя причины растущих долговых обязательств, Владимир Боровик напомнил о кризисных годах, когда кредиты и госгарантии предпринимательскому сообществу были необходимостью. Теперь же это можно назвать ношей, которая не тянет - бизнес, стартовавший в тот период, приносит налоговые поступления в казну.
- Раньше мы применяли весомый механизм заимствований, используя их только на инвестиционные цели, - отметил чиновник. - Это позволило нам, не привлекая ни рубля федеральных кредитов, эффективно использовать банковские ресурсы для инвесторов, особенно для, как казалось, "экзотических" - предприятий АПК. Сейчас область является ведущим производителем мяса птицы и свинины. Тогда наш опыт работы с госдолгом был одобрен Счетной палатой РФ и рекомендован для использования в других регионах.
При этом долговая политика региона изменилась и в кризисный период, когда снизились налоговые поступления от металлургических предприятий, что не способствовало выполнению социальных обязательств. И хотя затем ситуация стабилизировалась, долги по-прежнему растут. Эксперты объясняют это тем, что в консолидированную группу налогоплательщиков перешел Стойленский ГОК, из-за чего потери бюджета составили почти четыре миллиарда рублей. Еще три миллиарда казна не досчиталась из-за перемен в конъюнктуре цен на металлы.
- Мы попадаем в новую долговую яму, - констатирует Владимир Боровик. - Идем на перекредитование, чтобы погасить ранее взятые кредиты, привлекаем новые заимствования, чтобы модернизировать социально-культурную сферу.
При этом белгородское правительство не отказалось от взятых социальных обязательств: в области прошло плановое повышение зарплат бюджетникам, завершилось строительство и ремонт школ, детских садов, домов культуры, дорог.
От госгарантий в регионе отказываться тоже не собираются: в будущем году малому бизнесу предоставят 230 миллионов рублей, а предприятию, инвестирующему в строительство молочных ферм - 410.
Власти подчеркивают: параметры госдолга не выходят за пределы нормативов Бюджетного Кодекса, более того, долги будут постепенно погашать. В проекте главного финансового документа на ближайшие три года уже сказано, что растущий до 2014 года госдолг через год станет меньше на 1,1 миллиарда, а к 2016 году - еще на три.