18.12.2012 13:23
    Поделиться

    Белгородские перевозчики просят увеличить стоимость проезда

    Руководители компаний, занятых пассажирскими перевозками в Белгородской области, недовольны тарифной политикой в этой сфере и стоимостью проезда, а жители области - качеством предоставляемых транспортных услуг. Найти выход из ситуации попытались участники круглого стола, посвященного транспортному обслуживанию.

    То, что общественный транспорт Белгорода оставляет желать лучшего, в администрации признают. Но обвинять бизнес во всех бедах здесь не спешат. Эксперты утверждают, что предпринимателям приходится несладко именно потому, что спрос на их услуги постоянно падает.

    - Цена проезда зависит от тарификации на энергоносители, зарплаты, налогов, а также процента рентабельности, который сегодня равен восьми, - пояснил представитель одного из транспортных предприятий Белгорода Олег Колесников. - За последние несколько лет пассажиропоток в городском транспорте упал в восемь раз. Почему? Да сейчас каждый четвертый житель области имеет автомобиль. В Белгороде насчитывается 127 тысяч авто, плюс миграция: на машинах едут из пригорода, других районов и даже соседних областей те люди, которые работают в нашем городе.

    По словам предпринимателя, общественному транспорту Белгорода попросту не хватает клиентов.

    За последние несколько лет пассажиропоток в городском транспорте упал в восемь раз

    - Мы перевозим миллион пассажиров, каждый платит по десять рублей, а затраты составляют 16 миллионов 250 тысяч рублей. То есть работаем в убыток, постоянно покрывая его доходами от аренды или рекламы, - отметил предприниматель и подчеркнул: - Думаю, будет верно пересмотреть тариф.

    Перевозчики уже посчитали: чтобы нормально работать, нужно довести стоимость проезда по городу до 17 рублей, а цену поездок из пригорода и обратно - до 30. В настоящее время из одного конца Белгорода в другой можно доехать за "десятку", а стоимость проезда в пригород колеблется от 15 до 20 рублей. Эту цену называют символической.

    Кроме того, транспортные компании сами обращаются к властям с просьбой пересмотреть требования к перевозчикам, а точнее, ужесточить их.

    - Рынок развивается хаотично, - говорит Олег Колесников. - У нас в городе, к примеру, тот перевозчик, который занимает 60 процентов рынка, не имеет в собственности ни одной машины. Все арендованы.

    Представители транспортных компаний заявили, что нужно справедливее распределять маршруты: а то одним попадаются "более хлебные". Пока эту проблему решили только в райцентре Губкин. Здесь перевозчики периодически меняются "номерами", и никто не обижается - ведь возможность заработать есть у каждого. Но местные власти утверждают: без проблем и у них в округе не обходится.

    - Вот нас хвалят, а на самом деле нам не хватает техники, - говорит представитель администрации Губкина Дмитрий Лазебный. - Городскому округу нужны автобусы средней вместимости - по 18 мест, но российские производители их не выпускают, а покупать импортные дорого.

    Впрочем, о нехватке техники говорят и в Белгороде, где собрались приобрести свыше двух сотен автобусов большой вместимости, тем самым разгрузить магистрали и сделать поездки более комфортными.

    - Мы уже реализуем программу совершенствования транспортного обслуживания, но при этом приходится рассматривать не только Белгород, а агломерацию в целом, - отметил начальник отдела транспорта и развития транспортной сети администрации города Борис Землянов. - Так, до конца года в областном центре намерены полностью заменить "Газели" на автобусы.

    По словам чиновника, количество транспорта должно сократиться до 610 единиц. Причем закупать автобусы придется на бюджетные средства, привлекая софинансирование. Чиновники отмечают, что одним перевозчикам это не под силу.

    - Когда мы рассматривали возможность приобретения, получили множество предложений от лизинговых компаний, надеясь передать их перевозчикам. Но затем посчитали - и передумали, - сообщил Борис Землянов. - Стоимость автобуса доходит до шести миллионов рублей. И если, к примеру, взять пятимиллионный кредит, то каждый месяц нужно возвращать по 100 тысяч рублей, а это значит, что предприниматель должен зарабатывать в это время более 150 тысяч рублей, а не 50-60, как сейчас.

    Власти признают, что в настоящее время к этому не готовы, прежде всего, потребители. Бизнес захочет вернуть инвестиции, и придется поднимать цену проезда. Поэтому автобусы большей вместимости будут закуплены при софинансировании из бюджетов разных уровней.

    Замначальника управления промышленности и транспорта администрации Староооскольского городского округа Валентина Павлова советует белгородским коллегам не спешить с реформами.

    - Мы тоже решили убрать "Газели", и когда начали менять их на автобусы, пассажиры стали жаловаться, - отметила она. - Говорят, те маршрутки были лучше: уезжали быстрее, да и людям не приходилось в них стоять, как теперь в автобусе.

    Однако, по словам предпринимателей и чиновников, нынешний автопарк уже исчерпал свои возможности: без новых машин качество облуживания не улучшить.

    А как у соседей

    В Тульской области запланировано двухэтапное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте - с 1 июля 2013 года и с 1 июля 2014-го. Власти рассчитывают, что это позволит практически полностью покрыть убытки по транспортным расходам. По данным министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Ольги Дашковой, в 2013 году сумма этих убытков составит 855 миллионов рублей. В бюджете на их покрытие предусмотрено 655 миллионов. Поэтому без повышения цен на проезд в регионе не обойтись.

    Поделиться