Своеобразный "Кодекс поведения перевозчика", подписанный главой администрации Ставрополя, согласован с прокуратурой, региональным управлением ФАС и полностью легитимен.
- Ситуация в сфере пассажирских перевозок остается напряженной. Постоянные жалобы горожан стали причиной того, что в комитете городского хозяйства разработали комплекс мер для решения существующих проблем. В него вошли нормативно-правовые, предупредительные и дисциплинарные мероприятия, - рассказал заместитель руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Роман Марченко.
По его словам, главным недостатком предыдущего подобного документа было отсутствие в нем четко прописанного алгоритма действий администрации, касающегося заключения и расторжения договоров с перевозчиками. По новому положению, власти могут в течение 20 дней объявить конкурс и заключить соглашение с предпринимателем или владельцем автопредприятия, которые добросовестно выполняют свои обязанности на маршруте. Прописаны также критерии оценки работы организаций этой сферы.
Поскольку уволенного нарушителя из-за кадрового голода берут на работу в другие предприятия, центральная диспетчерская служба города начала формировать черный список водителей. Кроме того, на общественном транспорте установили видеорегистраторы, информация с которых обрабатывается ежедневно, а ГИБДД каждый месяц отправляет в комитет сведения об оштрафованных водителях маршруток и автобусов.
На основании этих материалов мы можем наложить санкции на предприятие, в котором работает нарушитель. У нас есть для этого правовые основания, - отмечает Марченко.
Корреспондент "РГ" искала глазами телефон горячей линии в салоне маршрутки, водитель которой во время движения, обжигаясь, пил из пластикового стаканчика кофе, закусывал булочкой, одновременно курил и разговаривал по мобильному телефону. Такой экстрим вызывал шок у многих пассажиров, но на замечания хозяин машины не реагировал. Теперь на официальном сайте администрации Ставрополя открыт раздел "Нарушения в сфере транспортного обслуживания населения", куда может обратиться любой человек, ставший их свидетелем. Жалобу рассмотрят быстрее, если это не анонимка, есть фотографии или видео, подтверждающие факты нарушения. Как утверждает Марченко, уже сейчас по каждому сообщению комитет городского хозяйства принимает меры воздействия.
Комитет сейчас вплотную работает с руководителями товариществ, созданными на каждом маршруте. Бригадиры готовы разбираться со "своими" нарушителями, вплоть до их увольнения.
Новое положение работает около месяца, но уже виден контраст между муниципальными водителями и частниками.
- Сегодня более 40 процентов всех обращений составляют предложения горожан об изменениях схем движения пассажирского транспорта и открытии новых маршрутов. Десять процентов приходится на жалобы из-за больших интервалов движения транспорта, столько же - на дисциплину водителей коммерческих маршрутов и культуру обслуживания пассажиров (курение за рулем, грубость, нежелание останавливаться в разрешенных местах). И всего 0,4 процента составляют аналогичные обращения по поводу водителей муниципального транспорта, - отмечает Марченко.
При этом в 95 процентах случаев вина водителя подтверждается. В нынешнем году комитет городского хозяйства провел около тысячи проверок, почти в половине случаев выявлены нарушения, на водителей и предприятия наложены 95 штрафов. Также за последние три месяца уволены больше 20 водителей, вынесено 338 предупреждений.
Еще большие проблемы на городских дорогах создают постоянные пробки и заторы. Узкие улочки Ставрополя не приспособлены для нынешнего количества машин, причем оно продолжает расти. Так, если в 2007-м в ГАИ были зарегистрированы 43 тысячи автомобилей, то в этом году - уже 137, то есть у каждого третьего жителя Ставрополя есть машина.
Борьба с пробками ведется, отмечают в администрации города. В ближайшее время в краевом центре появятся дополнительные полосы для движения, полосы разгона, новые парковки, дополнительные площадки для отстоя машин, транспортные перехваты, объездные дороги и развязки. Также будут меняться направления движения и работа светофоров. Однако кардинальные изменения, требующие больших финансовых вливаний, отложены на дальнюю перспективу.
Между тем
Министерство транспорта Ставрополья изучает автомобильный поток города в рамках программы борьбы с пробками, в том числе проверяется трафик на въезде в краевой центр, что- бы проанализировать движение в пиковые часы. Также в планах минтранса - изучение транспортного потока в городах края, рекомендации по расширению улиц, возведение подземных и арочных переходов, изменение времени работы светофоров для увеличения их пропускной способности, введение одностороннего движения по параллельным улицам в старых районах городов с узкими дорогами.