Ставить "Трубадур" сколь тяжело, столь и легко одновременно. Это мрачная романтическая драма с интригами и трагической развязкой, написанная Верди в 1853 году по пьесе испанского драматурга Анхеля Гутьерреса, которую в театре записали в "оперные триллеры". Но последовательность действия и мотивация поведения персонажей настолько запутана, что в Италии не раз проводили конкурс на самый логичный пересказ либретто, сделанного Сальваторе Каммарано и Леоне Бардаре, где перемешаны проклятия, любовь и ненависть. Как правило, выходила абсолютная "юморина". Но именно эта сюжетная неразбериха дает режиссеру ту свободу, которую, как показывает практика, не так уж просто наполнить интересным содержанием.
Марко Гандини, в творческой биографии которого помимо самостоятельных работ есть постановки, в которых он был ассистентом Франко Дзеффирелли, сделал азбучный спектакль. Три линии - графа ди Луны, Леоноры и цыган - Манрико и Азучены. Это три интонации и три оттенка - черный, белый и зеленый…
Такой спектакль требует шикарного вокала. Тем более что Верди всю пятерку главных героев одарил ариями и дуэтами, ставшими хитами, которых публика всегда ждет с вожделением. Ансамбль солистов в "Новой Опере" подобрался пестрый. Бас Владимир Кудашев (Феррандо) - обладатель красивого большого голоса, но его подводит чистота интонирования. Эффектного меццо Маргариты Некрасовой хватает лишь на впечатляющее исполнение первой песни Азучены. Очень проникновенный дуэт явили тенор Михаил Губский (Манрико) и сопрано Марина Нерабеева (Леонора), которая стала неожиданным открытием спектакля. Обычно эта сложнейшая партия поддается только примадоннам (и то далеко не всем), а тут недавняя выпускница Московской консерватории продемонстрировала редкое для молодых лет мастерство и редкую музыкальность.
К общему музыкальному знаменателю спектакль подводит оркестр под управлением Яна Латама-Кёнига. Он прекрасно сопровождал хоровые партии и в драматические моменты достигал должной выразительности, а когда эти страницы партитуры сменялись любовными сценами, и тут ему хватало лиризма, не переходящего в слащавость.
"Новая Опера" свой традиционный фестиваль "Крещенская Неделя" в этом сезоне целиком посвятит грядущему 200-летию Джузеппе Верди. В программе и самые знаменитые оперы великого итальянца - "Риголетто", "Травиата", "Аида" и, конечно, "Трубадур" с приглашением звездных солистов, и его ранние пробы пера - "Набукко", а также "Ломбардцы в Первом крестовом походе" и "Двое Фоскари" в концертной версии. Естественно, не обойдется и без исполнения Реквиема. Кульминацией Фестиваля должен стать гала-концерт Viva Verdi!