Первый корабельный беспилотник осмотрел акваторию моря на черноморском участке госграницы еще в 2010 году. Там подразделения береговой охраны получили пограничный корабль 2-го ранга. Вслед за ним современный патрульный корабль получили пограничники на Дальнем Востоке. Его задача - охрана морских биологических ресурсов. Постройка новых судов, с палубы которых помимо беспилотников могут взлетать и легкие вертолеты, на этом не завершена. Серийное строительство кораблей такого типа развернуто на двух верфях в Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Еще на одной верфи заложено более серьезное, если так можно сказать, судно. По морской классификации - это пограничный сторожевой корабль 1-го ранга. Последние двадцать лет судов такого класса в России не строили. И даже в советские времена в интересах пограничников такие корабли никогда не закладывали.
Предполагается, что корабелы в Зеленодольске сдадут его в 2014 году, а с 2015 года начнется их серийный выпуск. Пограничники не скрывают и место, где будет нести службу новая техника. Это Арктика. Если раньше наши северные границы охранял по преимуществу "генерал Мороз", то теперь в условиях глобального потепления и ожиданий круглогодичной навигации по северному морскому пути столь мощные корабли окажутся необходимы.
- Корабль имеет высокие показатели мореходности и автономности, а также категорию ледового усиления класса "Arc-4", что позволит круглогодично применять его в Баренцевом и Беринговом морях, а в замерзающих арктических морях - в летне-осенний период на трассах северного морского пути, - уточнили в Погранслужбе.
С его палубы сможет взлетать вертолет среднего класса. Благодаря новой автоматике и современному навигационно-тактическому комплексу управлять судном станет легче. Он будет экономичным по расходу топлива, что позволит ему пройти более 10 тысяч миль. Понятно, что корабль способен к длительным походам. Он оборудован так, что на его борту можно будет заниматься спортом и полноценно отдыхать вне вахты. Корабелы строят его комфортабельным.
Еще одна новинка, которая сейчас заложена, - это головной образец несамоходного дебаркадера. За замысловатым названием скрывается судно, которое будут применять на Каспии. В нем будет располагаться координационный штаб морских подвижных постов государственной морской инспекции пограничных органов. На Каспии есть своя специфика: это браконьеры на быстроходных лодках, или "байдах", как их тут называют. Чтобы эффективно за ними гоняться и быстро оформлять протоколы, важно иметь, как говорится, все под рукой, а не в порту.
- В последние годы удалось существенно продвинуться в вопросах замены устаревших катеров, предназначенных для службы на речных и озерных участках, а также в прибрежной зоне морей, - сообщили в Погранслужбе ФСБ России. - Ежегодно мы получаем 40 единиц высокоскоростных и экономичных катеров различных проектов, в том числе и катера на воздушной подушке.