Ключевые направления и ориентиры экономического развития республики заданы в стратегической долгосрочной программе - Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая была одобрена правительством РФ. Ее основная цель - превратить отдаленный северный край в высокоразвитую территорию через решение трех задач. Первая - поддержка традиционных отраслей. Вторая - создание новых отраслей, диверсификация экономики. И третья - развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
За прошедшие пять лет реализованные инвестиционные проекты Схемы-2020 создали новые точки роста и уже заметно изменили структуру экономики Якутии. Но мы прекрасно понимаем, что избранный нами курс на диверсификацию - это только начало долгого пути к достижению цели устойчивого развития. А вот как скоро и насколько успешно мы пройдем этот путь, зависит от очень многих обстоятельств - субъективных и объективных.
Наши преимущества очевидны, и мы их не скрываем. Помимо уникальных запасов минерально-сырьевых ресурсов, о чем мы постоянно говорим, у республики имеются сегодня программно-целевой метод ведения экономики, программный принцип формирования и расходования государственного бюджета. Кроме того, Якутия показывает высокие инвестиционные и кредитные рейтинги международных агентств (мы входим в четверку российских субъектов, имеющих инвестиционный рейтинг международных агентств). Мы имеем перспективные отрасли, ориентированные как на российский, так и на мировые рынки. У нас выгодное географическое расположение на пресечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, что дает дополнительные предпосылки для привлечения в республику крупных бизнес-структур. Мы имеем крепкую образовательную политику, на которую опираемся всегда и во всем. В республике достаточно молодые и экономически активные трудовые ресурсы, относительно высокая рождаемость и сохраняющийся естественный прирост населения. Мы гордимся стабильной общественно-политической ситуацией, гражданским миром и межнациональным согласием. Всё это наши плюсы.
Наряду с этим органы исполнительной власти республики стараются конструктивно работать со всеми основными субъектами экономической деятельности - и на федеральном, и на муниципальном уровне. Мы идем навстречу и создаем необходимые условия партнерства государства с частным капиталом. Принимаем меры для стимулирования малого и среднего бизнеса. Направляем значительные бюджетные вливания на поддержку сельского хозяйства. Мы много внимания уделяем социальной политике. Стремимся открывать новые учебные заведения, готовить квалифицированные кадры, активно работаем с молодежью. Повышаем эффективность государственного управления, исполнительскую дисциплину и ответственность руководителей. Наконец, мы кропотливо стараемся изменить общественное сознание населения, призываем людей не уповать на государство, а проявлять встречное движение в ответ на посылы органов власти, проявлять собственную инициативу и гражданскую ответственность, думать о созидании, о результативности труда. И народ постепенно начинает это понимать и принимать.
Но всего вышеперечисленного все равно мало для того чтобы избавиться от стагнирующих факторов, не позволяющих Якутии, как и остальным регионам Дальнего Востока развиваться более интенсивно.
Да, наша экономика развивается. Даже несмотря на фактическое отсутствие налоговых, зарплатных, пенсионных преференций и льгот для дальневосточников. Несмотря на недостаточные стимулы для населения жить и работать на Крайнем Севере. Несмотря на то что у нас семь месяцев в году - зима и экстремальные климатические условия. Несмотря на огромные расстояния и низкую плотность населения. Несмотря на хроническую зависимость республиканского бюджета от федеральных трансфертов, возникшую в результате перераспределения доходов не в пользу регионов. Несмотря на объективную неконкурентоспособность многих производств. Несмотря на все это и вопреки всему этому, мы умудряемся показывать пусть медленный, но стабильный рост. Но этот рост дается нам слишком дорогой ценой.
Сегодня развитие Дальнего Востока - это политический приоритет, определенный главой государства Владимиром Владимировичем Путиным. Никакой неопределенности или сомнений в этом вопросе быть не должно. Мы и так безвозвратно потеряли двадцать лет. Поэтому действовать надо сейчас, не откладывая решение трудных, но определяющих задач на завтра или на послезавтра.
Прежде всего считаю необходимым принять комплекс взаимосвязанных правовых, административных и организационных решений, направленных на создание особых условий функционирования экономики регионов Дальнего Востока.
Мы поддержим те предложения, которые нацелены на разработку и принятие специального федерального нормативно-правового акта о развитии Дальнего Востока, в котором будут заложены особые условия хозяйствования и организации социальной сферы в Дальневосточном регионе, учитывающие в том числе специфику Якутии - территориальную и климатическую.
Основной блок этого документа должны составлять вопросы качества жизни и реальных доходов населения.
Во-первых, в целях стимулирования притока и закрепления населения необходимо законодательно урегулировать вопросы заработной платы. Не секрет, что вопрос районных коэффициентов сегодня, в условиях рыночной экономики, практически дезавуирован. Несмотря на то что он реально выплачивается, уровень заработной платы в Якутии сопоставим, а во многих случаях даже ниже, чем в регионах центральной части страны. При этом стоимость жизни, транспортная доступность здесь в разы выше.
Во-вторых, решение проблемы миграционного оттока населения в трудоспособном возрасте, создание условий для привлечения населения напрямую связано с усилением государственной пенсионной политики.
В-третьих, не менее важной задачей по привлечению и закреплению населения является решение жилищного вопроса и развитие социальной инфраструктуры. С учетом масштаба проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда считаю необходимым сформировать особые условия по государственной поддержке жилищного строительства в дальневосточных регионах.
Конечно, мы понимаем, что это потребует значительных капитальных вложений, и прежде всего бюджетных. Но иначе все усилия по реализации приоритетных проектов на востоке страны будут напрасными.
Другой серьезной проблемой является практикуемый сегодня большинством компаний-инвесторов вахтовый метод работы. Считаю, что подобный подход не способствует оседлости населения в регионах. При этом не стоит забывать и о коренных жителях дальневосточных регионов.
Без создания условий для притока россиян на Дальний Восток мы не сможем привлекать высококвалифицированных специалистов, и эти ниши постепенно будут и дальше заполняться мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, что уже сегодня создает множество проблем для наших регионов.
Изменения давно напрашиваются и в системе оказания медицинской помощи. Предлагается закрепить в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понятие "малокомплектная государственная медицинская организация" и создание условий финансового обеспечения их функционирования.
Вообще, у нас по вопросам малокомплектности школ, больниц и других учреждений давно идет разговор. Но если по образованию вопросы сняты, то по здравоохранению они остаются.
Это то, что касается организации социальной сферы, непосредственно граждан. Хотя здесь предложений много. Некоторые из них, думаю, требуют более детального изучения.
Помимо этого, мы, конечно, должны наполнить будущий закон особыми условиями хозяйствования для Дальнего Востока.
Здесь первостепенной задачей государства является реализация комплекса мероприятий по снижению затрат на северный завоз, что особо характерно для Якутии. Нужны федеральные субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на компенсацию расходов по доставке нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов, социально-значимых продовольственных товаров для нужд населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
Хотел бы еще отметить то, что многие принимаемые сегодня меры, направленные на развитие Дальнего Востока, имеют отношение прежде всего к субъектам хозяйствования. Но чтобы эти меры имели не косвенный, а действительно мультипликативный эффект, нам необходимо вернуться к истории, в столыпинский период, в советские времена, когда самыми эффективными были механизмы, поддерживающие конкретного человека на Дальнем Востоке. Хотелось бы, чтобы такие же механизмы были закреплены законодательно и сейчас.
В Москве мы отметили знаменательную дату - событие огромного исторического и общественно-политического значения - 380-летие со дня вхождения Якутии в состав Российского государства.
Почти четыре века назад благодаря политической воле государства Якутия стала частью России, плацдармом для освоения новых северных и восточных земель, ее форпостом на дальних рубежах. Сегодня, на современном витке истории, Якутия вновь выступает в роли форпоста, но уже не только в географическом освоении, а в более широком смысле - в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Егор Борисов, президент Республики Саха (Якутия)
Борисов Егор Афанасьевич родился 15 августа 1954 года в селе Чурапча Чурапчинского района Якутской АССР.
В 1979 году окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт по специальности "Механизация сельского хозяйства" с квалификацией "инженер-механик".
В 1971-1991 гг. - слесарь-ремонтник, заведующий мастерскими, управляющий Чурапчинского районного объединения "Сельхозтехника.
В 1991-1992 гг. - заместитель министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), генеральный директор Объединения "Якутагротехсервис".
В 1992-1998 гг. - заместитель, первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). В 1998-2000 гг. - министр сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), директор Якутского НИИ сельского хозяйства.
В 2002-2003 гг. - первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). 2003-2010 гг. - Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).
17 июня 2010 года наделен полномочиями Президента Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет.
Доктор экономических наук. Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Владимир Путин, президент РФ:
- Якутия - это не только бескрайние просторы и богатейшие недра, но и самобытная национальная культура, трудолюбивые и мужественные люди. На протяжении столетий здесь формировалась уникальная приполярная цивилизация, накапливался бесценный опыт организации многоотраслевого хозяйства в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Между тем
В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года предполагается запустить 160 инвестиционных проектов объемом более 6 трлн рублей. Сейчас на стадии реализации находятся 83 проекта стоимостью 2,4 трлн руб.
Знаете ли вы, что
Республика Саха (Якутия) - самый большой по территории регион Российской Федерации, более 40% которого находится за Полярным кругом. Здесь самая продолжительная и холодная зима, самая мощная вечная мерзлота в мире