"Уважаемый Владимир Владимирович!
Хотим обратить внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг активно обсуждаемой в настоящее время в бизнес-среде и средствах массовой информации инициативы, касающейся разрешения продажи безрецептурных лекарственных препаратов в неспециализированных торговых точках (магазинах розничной торговли).
Как нам известно, такая инициатива родилась еще в 2009 г., но так и не нашла своего продолжения. Вновь эта тема была поднята в этом году на заседании комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
Как сообщали СМИ, по итогам работы комиссии минпромторг подготовил и направил на согласование перечень лекарственных препаратов, предлагаемых к свободной продаже. Указанный перечень содержит более 30 групп препаратов, включая лекарства от насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, слабительные и гормональные препараты, а также препараты для похудения и гематогены. То есть в свободную продажу предлагается вывести те препараты, на долю которых приходится наибольший потребительский спрос.
При этом главным аргументом сторонников такого изменения является то, что с приходом безрецептурных препаратов в магазины цены на такие препараты должны снизиться благодаря увеличению конкуренции.
Однако, по нашему мнению, разрешение свободной продажи безрецептурных лекарственных средств может привести к противоположным последствиям, а кроме того, несет в себе угрозу национальной безопасности страны по следующим причинам:
1. На сегодняшний день лекарственные средства являются товарами, частично ограниченными в обороте, т.к. их реализация возможна только специализированными субъектами: аптечными организациями, деятельность которых является лицензируемой и строго регламентирована действующим законодательством Российской Федерации. Предъявляемые повышенные требования к организациям, желающим осуществлять торговлю фармацевтическими препаратами, четко установлены положениями постановления правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения".
При этом аптечные организации несут существенные издержки для того, чтобы пройти сложную процедуру лицензирования, - ведь специальные требования предъявляются не только к персоналу аптеки, который должен иметь специальное фармацевтическое образование, но также к помещениям аптеки, оборудованию, а также к порядку отпуска и хранения лекарственных средств. Аптечные организации должны иметь достаточно хорошее, дорогостоящее техническое оснащение, которое позволяло бы обеспечивать специальные требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств.
Предлагаемые изменения в порядок реализации безрецептурных лекарственных средств не предполагают соблюдение неспециализированными торговыми точками таких требований, т.к. не предусматривают наличие их обязательств проходить лицензирование.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в одном сегменте рынка, будут поставлены в неравные условия, что приведет к недобросовестной конкуренции. Это противоречит гарантиям, задекларированным в ФЗ РФ "О защите конкуренции".
Кроме того, под большое сомнение может быть поставлен сам институт лицензирования фармацевтической деятельности, ведь возникнет вполне закономерный вопрос: какую именно деятельность надлежит лицензировать организациям, соблюдающим установленный законодательством порядок? Деятельность, предполагающую реализацию лекарственных средств, за исключением лекарственных средств, внесенных в перечень минпромторга?
2. Если конкуренция между аптечными сетями и розничными магазинами хотя и недобросовестная, но будет - о конкурентоспособности самих аптечных сетей можно будет забыть. Более 60 % оборота аптечных организаций приходится на безрецептурные лекарственные препараты, большую часть которых составляют именно те группы, которые были включены в перечень препаратов, подлежащих свободной продаже.
Выпуск этих препаратов в свободную реализацию сделает фармацевтический бизнес нерентабельным для действующих аптечных организаций и, следовательно, подтолкнет множество аптек к закрытию, что, в свою очередь, ограничит для населения доступ к рецептурным препаратам.
Также не стоит забывать о том, что сокращение числа аптек сделает затруднительным и малодоступным осуществление такой социальной функции, как выдача льготных и бесплатных лекарственных средств: ведь именно реализация безрецептурных лекарственных средств позволяет компенсировать соответствующие затраты.
Кроме того, отток спроса на услуги аптечных организаций в части реализации разрешенных к свободной продаже препаратов приведет к увеличению цен на оставшийся в аптеках ассортимент, чтобы хоть как-то компенсировать недополученную прибыль, а также затраты на содержание аптек, что достаточно существенно ударит по карману потребителя.
Таким образом, предложенная инициатива не только снизит конкуренцию в сегменте фармацевтического рынка, но и повлечет увеличение цен на оставшийся аптечный ассортимент, а также приведет к сокращению аптечных организаций в Российской Федерации.
3. Продажа безрецептурных лекарственных средств в обычных магазинах может привести к их бесконтрольному потреблению гражданами и, как следствие, исключит необходимость посещения врачей для получения полной и достоверной информации о свойствах тех или иных лекарственных средств. Как известно, в странах с высоким уровнем потребления лекарств осложнения от чрезмерной или неправильной лекарственной терапии, безответственного самолечения занимают заметное место в структуре смертности.
4. Свободная реализация лекарственных средств через розничные магазины в разы увеличит риск сбыта фальсифицированной и недоброкачественной продукции.
К аптечным организациям предъявляются повышенные требования со стороны государственных органов, указанные хозяйствующие субъекты постоянно проходят проверки Росздравнадзора, что позволяет контролировать качество и происхождение реализуемых средств. При этом сотрудники Росздравнадзора зачастую справедливо сетуют на нехватку кадровых и законодательных возможностей для осуществления полномасштабных проверок соблюдения требований российских законов к аптекам.
Возникает закономерный вопрос: каким образом и кем будет осуществляться соответствующий контроль в розничных магазинах? Кто будет нести ответственность за соблюдение норм и правил доставки, хранения и реализации лекарственных средств с прилавков магазинов?
Очевидно, что без создания системы жесткого государственного контроля и надзора за деятельностью неспециализированных торговых точек свободная реализация безрецептурных лекарственных препаратов может быть потенциально опасна для населения.
5. Ссылки на опыт зарубежных стран, практикующих свободную продажу безрецептурных препаратов в магазинах, на наш взгляд, не убедительны.
Так, например, в Дании и Финляндии аптечные прилавки в магазинах разрешены лишь в сельской местности с низкой плотностью населения и отсутствием полноценных аптек.
Во Франции и Германии безрецептурные препараты нельзя приобрести нигде, кроме аптек.
При этом, ссылаясь на зарубежный опыт, надо четко понимать, что за рубежом действуют совершенно иные модели системы здравоохранения и лекарственного страхования и большинство лекарственных средств подлежит рецептурному отпуску.
В нашей же стране наибольшую долю фармацевтического рынка представляют именно безрецептурные препараты.
Учитывая общее состояние системы здравоохранения в Российской Федерации, проблемы доступности лекарственных средств во многих малонаселенных регионах страны, а также беспрецедентно большой список зарегистрированных безрецептурных препаратов, необходимо комплексно и всесторонне обсудить инициативу на различных уровнях, с проведением общественных слушаний, к которым уместно привлечь представителей врачебного и научного сообщества, общественных организаций, экспертов фармацевтического рынка, представителей торговых и аптечных организаций, чиновников различных ведомств.
6. Принимая во внимание всеобщую тенденцию к существенному ужесточению со стороны законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации контроля за рынком фармацевтической и парафармацевтической продукции, в том числе законодательные инициативы об ужесточении рекламы лекарственных средств в любых СМИ, абсолютно нелогичными и противоречащими общей направленности кажутся действия, которые могут привести к созданию анархии и бесконтрольности на столь социально значимом фармацевтическом рынке.
Таким образом, предлагаемые изменения являются благоприятными и сулящими дополнительную материальную выгоду только для неспециализированных торговых точек (розничных магазинов) и не более того.
Судя по контексту выступлений некоторых поборников данной инициативы, речь в ней идет только о магазинах крупных розничных сетей, которые смогли бы максимально гарантировать качество поставок лекарств. Но доподлинно известно, что в неспециализированных магазинах более высокая торговая наценка на товары, нежели в аптечных учреждениях по причине отсутствия законодательных ограничений.
Кроме того, установленным фактом является наличие аптек практически во всех прикассовых зонах современных гипермаркетов: как правило, магазины сдают в аренду торговые площади аптечным организациям, не желая самостоятельно выполнять лицензионные требования, соблюдать условия хранения и отпуска препаратов силами сертифицированных специалистов, обладающих дипломами провизоров и фармацевтов. Следовательно, говорить о низкой доступности лекарственных средств для российского потребителя, посещающего магазины торговли, ошибочно.
7. Важно осветить законодательный аспект данной инициативы: введение практики реализации безрецептурных лекарственных средств в магазинах в настоящее время представляется противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, ведь деятельность аптечных учреждений строится на основании, в частности, следующих законодательных актов: ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", а также законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность государственных органов, занимающихся лицензированием аптечных организаций и контролем их деятельности. Для внедрения инициативы минпромторга в жизнь необходимо будет комплексное изменение указанной нормативной базы, что может повлечь за собой труднопредсказуемые последствия для фармотрасли.
Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что инициатива торговли лекарственными средствами в неспециализированных магазинах идет вразрез с интересами и потребностями населения страны, может дестабилизировать контролируемый государством в настоящий момент времени фармацевтический рынок, создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации".
Аптечные сети: 36 и 6 (868 аптек), 36 и 7 (44), ГЕКСАЛ аптеки (60), Авиценна г.Иркутск (29), Аптека "Вита" г.Томск (10), Аптека Алекс г.Ангарск (12), Аптечные традиции (48), АСНА (130), Вита г.Самара (401), Витафарм (23), Волгофарм (69), Городская аптека г.Москва (6), ГУП Республики Адыгея "Аптечная база", Добрый доктор Московская обл. (3), Доктор Столетов (380), Здоровые люди (204), Леко г.Уссурийск (3), Медбиолайн (24), Мепико (6), Мир здоровья г. Якутск (5), Неофарм (80), Нижегородская аптечная сеть (65), Невис (200), Нова Вита г.Москва (9), ОренЛек г.Оренбург (79), Панацея г.Кострома (23), Первая помощь (170), ПиК-НН (24), Радуга Здоровья (7), Ригла (751), Скажите А (27), Старый лекарь (180), Суперфарма г.Хабаровск (35), Фарма-Елизово г.Елизово Камчатского края (15), Фармаимпекс г.Ижевск (303), Фармацевтическая компания Апрель, Фармацевты Прикамья, Фармленд г.Уфа (210), Фармперспектива г.Самара, Фармакор (300), Эвалар г.Москва (7), Аптека 236 г.Самара, МУП ЦРА N29" г.Спасск-Дальний, ЦРА N28" г.Оренбург.