23.12.2012 23:20

Десятку ученых 2012 года возглавил директор ЦЕРН Рольф Хойер

Научный хит-парад ученых этого года возглавил директор Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) Рольф Хойер.

Такой выбор сделал один из самых авторитетных научных журналов Nature. Конечно, решающим стало крупнейшее научное открытие года, если не всего десятилетия - обнаружение бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере. По сути, журнал отдал пальму первенства Хойеру за смелость и дипломатию. Авторы журнала считают, что именно Хойер смог убедить участников экспериментов БАК представить публике имеющиеся у них данные об обнаружении некой частицы. Она по ряду параметров соответствовала предсказанному теорией бозону Хиггса, но оставались вопросы. И директор ЦЕРНа "взял на себя риск и ответственность" за слово "открытие" применительно к этому событию, отмечает Nature.

- Думаю, что для Рольфа Хойера это было непростое решение, - сказал корреспонденту "РГ" координатор участия российских организаций в проекте Большого адронного коллайдера заместитель директора Института ядерной физики МГУ Виктор Саврин. - Ведь абсолютной уверенности, что в руки физиков попался именно Хиггс, пока нет. Дело в том, что этот бозон ловят не напрямую, а косвенно, по распаду других частиц. И согласно теории таких каналов распада около десяти. Так вот эксперименты подтвердили теорию по нескольким каналам. А что с остальными - пока остается под вопросом. Надо изучать дальше. Это сложнейшие задачи, так как надо выделить очень слабые сигналы на фоне сильного шума.

Собственно об этом ученые честно предупредили весь мир, объявив, что открыта новая частица, которая с большой вероятностью является бозоном Хиггса. Словом, они поставили в этой проблеме не точку, а запятую.

-  Я знаю Рольфа Хойера более 20 лет, - продолжает Виктор Саврин. - Он известный физик, многие годы работал в крупнейшем немецком научном центре DESY. Не раз приезжал к нам в МГУ. Кстати, недавно стал почетным доктором нашего университета, это самое высшее звание для иностранных членов. Он замечательный симпатичный человек, его отличает какая-то удивительная мудрость. Он располагает к себе людей с первых минут знакомства.

Кроме Хойера, в десятку лучших ученых мира вошел руководитель группы по посадке марсохода Curiosity весом около тонны на Марс Адам Стельцнер.

Микробиолог из Йельского университета Джо Хэнделсман попала в список Nature за исследование неосознанной дискриминации женщин в научной среде. Она выяснила, что женщина-лаборант при абсолютно одинаковых данных зарабатывала бы на 4 тысячи долларов в год меньше мужчины.

Единственным человеком, попавшим в десятку Nature не совсем за научные заслуги, оказался итальянский чиновник Бернардо де Бернардинис, вместе с шестью сейсмологами осужденный на шесть лет за непредумышленное убийство. Дело в том, что он входил в экспертную комиссию, которая, по мнению суда, за пять дней до землетрясения в Аквиле в 2009 году, унесшего жизни 309 человек, дала неверную оценку сейсмической опасности. Этот приговор вызвал ожесточенные дискуссии в научном сообществе всего мира.

Голландец Рон Фуше возглавляет группу вирусологов, которая в 2011 году получила особо заразную модификацию вируса птичьего гриппа H5N1, способную передаваться от млекопитающего к млекопитающему. В престижный список также вошли сопредседатель городского комитета Нью-Йорка по изменению климата Синтия Розенцвейг за разработки в области защиты городской среды от опасных погодных явлений, бельгийский биолог и исследователь раковых клеток Седрик Бланпан, а также руководитель крупнейшего в мире центра по расшифровке геномов BGI в Китае Юн Вонг.

Nature отметил и создательницу проекта по независимому воспроизведению результатов научных экспериментов The Reproducibility Initiative Элизабет Айорнс, а также британского математика Тима Гоуэрса, который "неожиданно для самого себя" возглавил бойкот издательства Elsevier и глобальную кампанию по расширению открытого доступа к научным публикациям.