Видно по всему, что экспозицию готовили неравнодушные люди - она красочна, познавательна и представительна. Среди организаторов - "Культурно-просветительный центр Петровский бульвар" (при поддержке посольства Беларуси в Москве), Фонд народных художественных промыслов РФ, Российский государственный торгово-экономический университет и гособъединение "Белхудожпромыслы".
Открывая экспозицию, президент Фонда народных художественных промыслов России Велена Островская заметила, что веками белорусы и россияне оказывал влияние друг на друга, а после распада СССР сумели сохранить культурные связи, наработанные за долгую историю добрососедства.
- Душа белорусского народа широко и полно воплощена в стилистике его художественных промыслов, - добавила Велена Островская.
По мнению организаторов, нынешняя выставка - новая страница не только замечательного павильона Республики Беларусь, но и всего Союзного государства, поскольку главная цель ее - укрепление духовного и культурного взаимовлияния россиян и белорусов.
Бесспорно, посетители получат прекрасную возможность лучше познакомиться с высоким мастерством ремесленников, которое не просто передается из поколения в поколение, а плодами которого белорусское село продолжает пользоваться и по сей день.
Поныне процветают в Беларуси кузнечное и гончарное дело, ткачество, соломоплетение, плотничество, резьба по дереву...
Впрочем, выставка знакомит посетителей и с давно ушедшими ремеслами, изделия которых белорусы хранят как историческую ценность и образцы истинного искусства. Один из стендов, например, подробно рассказывает о кузнечном деле - древнейшем занятии славян, живших на территории современной Беларуси в VII-VI веках до н.э.
На выставке представлен широкий диапазон кузнечных поделок. Здесь начинаешь понимать, что коваль - сельский кузнец - умел практически все: подковать лошадь, выковать гвоздь, нож, серп и косу, изготовить лопату и сковороду... Вообще, согласно славянскому фольклору, кузнецам покровительствовал сам Сварог - Бог огня, а подкова и сегодня считается прекрасным оберегом. Прибитая над дверью, она не пустит в дом зло.
Изделия гончаров, найденные на территории Беларуси археологами, поведали о том, что ремесло это известно было в этих краях со времен неолита. А современные белорусские гончары считают, что самая красивая глиняная посуда получается, если перед обжигом обварить ее в овсяном тесте. В последнее время возродилась и мелкая гончарная пластика - лепка из глины фигурок животных и игрушек.
Поражают предметы, казалось бы, давно забытого бондарного ремесла. А ведь бондари, судя по экспонатам выставки, были прекрасными мастерами своего дела. Из-под их рук выходили не только банальные бочки, но и весьма функциональная домашняя посуда - емкости для жидкостей и хранения продуктов и одежды. Так называемая балея - это лохань для стирки белья, а дзяжа - это квашня...
Опытный бондарь просто обязан был разбираться в свойствах различных деревьев. Никто лучше него не знал, что мед хорошо и долго хранится в липовом бочонке, а тесто быстро "подходит" в дубовом...
Один из организаторов выставки - старинное государственное предприятие "Белхудожпромыслы". Сегодня это мощное многопрофильное объединение с огромным творческим потенциалом и современной производственной базой. Оно представило на выставку тканые изделия. Умение ткать, как рассказал "СОЮЗу" представитель объединения, было издревле обязательным для каждой белорусской сельчанки. Оно воспитывалось едва ли не с младенчества. Дело в том, что основную часть своего приданого девушка обязана была соткать сама, а это - одежда, постельное белье, рушники, скатерти... Тут без высокого мастерства не обойтись. Взять тот же рушник - ведь это не просто полотенце для рук. На рушники принимали новорожденных и подносили хлеб-соль, с их помощью опускали гроб в могилу и украшали красный угол в хате... В Беларуси существовал обычай дарить рушники гостям после свадьбы. Качество их могло многое рассказать о невесте.
Достойно представлены на выставке плетеные изделия домашней утвари. Пожалуй, это один из самых удачных разделов экспозиции. Вообще плетение - древнейшее из ремесел, которым мастерски владели белорусы. Говорят, возникло оно даже раньше гончарного дела. Солонки, табакерки, сумки, лапти, кошели (варэнькi)... Навыки и традиции всего этого бережно сохраняются. В старину, по поверью, плетеные клетки, например, или венки служили временным пристанищем для Духа поля, сплетенная из соломы коза являлась символом высокого урожая, а кукла - защитницей женщин.
Традиционный народный белорусский костюм - один из главных экспонатов выставки. Для него характерны многие архаические черты - бело-красный колорит, полосатый и ромбовидный вышивной узор, использование старинных технологий в изготовлении тканей. Любопытно, что народная этика регламентировала определенный наряд: мужчинам считалось неприличным выходить за порог без пояса, повязанного вокруг сорочки, а женщинам - без головного убора и фартука. При этом в Беларуси насчитывают более 30 разновидностей народных костюмов, строго привязанных к тому или иному району. Часть из них на выставке представлена.
...Цель новой экспозиции в Белорусском павильоне на ВВЦ, как говорят устроители, очевидна: народные промыслы Беларуси представляют безусловный интерес для туристов - любителей народной культуры и способны привлечь в страну новых и новых гостей.