В отличие от одноименного оперного спектакля, который Шемякин оформил несколько лет назад в Мариинском театре, персонажи "Щелкунчика" с Невского более гротескны, но и более доброжелательны. Может, как раз потому, что живут в витрине магазина, а не в темном закулисье театрального зала, откуда их не так уж и часто выводят в свет рампы?..
Для Михаила Шемякина, художника с мировым именем, чьи работы выставлены в крупнейших музеях по обе стороны океана, решение "поработать на витрину", безусловно, смелое. Впрочем, он известен тем, что не гнушается никакой работой, считая, что неинтересным может быть исполнение, а не сам заказ. К тому же во Франции, где живет Михаил Михайлович, оформление витрин давно считается таким же искусством, как, например, и сценография.
"В принципе, витрина - это маленький театр, - передают слова Шемякина, не сумевшего приехать на открытие первого у него вернисажа за стеклом торгового зала, сотрудники его питерского фонда. - Можно было бы, конечно, украсить витрину и пирогами. Но в Новый год всем хочется сказки. Это мой подарок горожанам, прежде всего маленьким".
Над заказом, поступившим из питерского Елисеевского гастронома, художник, выросший вблизи него и часто там бывавший, работал около полугода. Каких-то особых условий заказчик ему не ставил. Требовалось только, чтобы была заполнена вся большая витрина, а сквозь нее непременно виден торговый зал. Шемякин сделал несколько эскизов. Помимо "Щелкунчика" были также городские мотивы - с каретами, дворцами, вельможами. Но победили персонажи из сказки Гофмана, больше всего подходящие к красочному и, конечно, волшебному, новогоднему празднику.
Изготовили механические фигуры инженеры из Великобритании. Со сменой "декораций к деликатесам", чей срок жизни обычно короток, в гастрономе на этот раз спешить не будут.