"Объединение ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК в компанию "Российские сети" будет долгим процессом, но это повысит эффективность сетевых компаний. При этом ФСК сможет сосредоточить основные усилия непосредственно на операционной работе", - уверен председатель правления ФСК Олег Бударгин. Он также отметил, что отсутствие синхронизации в работе ФСК и МРСК "нередко приводило к значительным финансовым издержкам обеих сторон".
В РФ ныне работает свыше 170 энергосбытовых компаний, из них 64 - крупнейшие. А 80 - энергосбытовые организации в отдельных муниципальных образованиях. Самым крупным "игроком" остается "Интер РАО ЕЭС", осуществляя отпуск электричества и теплоэнергии в 107,1 млрд кВт-ч./год. Вторая позиция у "РусГидро" (83,9 млрд кВт-ч).
Однако основные электроэнергетические фонды страны, включая сети, изношены, по имеющимся оценкам, более чем наполовину. Частные же инвесторы, как показывает российская и общемировая практика, не могут взять на себя основные расходы по обновлению "электромощностей". В этой связи председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин считает, что "с ликвидацией РАО "ЕЭС России" и передачей ее "осколков" в частные руки была ликвидирована системность энергоснабжения, жестко объединявшая генерацию, передачу и потребление электроэнергии. Потому утрачена способность эффективного перераспределения электроэнергии".
В энергетике страны, как отмечалось в ходе недавнего заседания Меркурий-клуба, отнюдь не первый год существует крупный перекос в пользу природного газа. В ущерб другим энергосекторам, особенно гидроэнергетике. Так, в первой половине 2012 года ее доля в выработке тепло- и электроэнергии составила только 14,9%. Однако общие объемы производства уже не полностью обеспечивают внутренний "электроспрос". Из-за чего объем экспорта электричества из РФ в январе-июне 2012 - впервые с середины 1990-х гг. - сократился на 17%. При этом РФ периодически увеличивает "электроимпорт", например, из Украины, Грузии, Монголии.
Растущую же нехватку инвестиций и текущих расходов все в большей мере "компенсируют" потребители. По прогнозу минэкономразвития, в ближайшие 10-15 лет цены на газ для промышленных потребителей будут расти быстрее, чем отпускные цены главного потребителя газа - энергетики. Причем к 2030 году граждане будут платить за электроэнергию на 70%, а за газ - на 30% больше, чем промышленные потребители. А расценки на электроэнергию для всех потребителей с 2013 по 2030 год вырастут в 2,4-3 раза.
По экспертным оценкам, последнее связано и с возможным падением доходов от экспорта российского трубопроводного газа в Европу - ввиду частых перепадов в европейском спросе на "сырой" газ. Напомним, что доля европейского зарубежья (включая страны Балтии) в газоэкспортных доходах России ныне превышает 70%.
Так, за 9 месяцев 2012 г., по последним данным "Газпрома", холдинг сократил экспорт на 10,6%. Причем резко сократили закупки главные потребители российского "голубого топлива": Франция (на 20,4%), Италия (11%), Венгрия (почти 8%). Те же факты имели место и в 2010-2011 годах.
По мнению аналитика "Инвесткафе" Юлии Войтович, "с падением уровня потребления газа в Старом Свете снижаются объемы реализации, что вкупе с ценовыми скидками, которые "Газпром" вынужден предоставлять европейским потребителям, негативно отражается на выручке". А президент Российского газового общества Валерий Язев делает акцент "на растущей ценовой конкуренции с российским газом, в том числе сжиженным, не только в Европе, но и в Азии со стороны Катара, ОАЭ, Ирака, США, Норвегии, Австралии, Азербайджана, Туркменистана, Северной Африки".
В свою очередь, российская сторона намерена упредить падение спроса в Европе и рост поставок из стран-конкурентов заблаговременным созданием новых газоэкспортных систем. Прежде всего это "Южный поток" (РФ - Черное море - Балканы - Центральная Европа); продление "Северного потока" до Великобритании; новые СПГ-мощности на Ямале и Дальнем Востоке.
Что касается ресурсной базы, быстрое освоение нефтегазового сырья в российском секторе Арктики, во-первых, затруднительно географически и технологически. Во-вторых - эти нефть и газ будут наиболее дорогостоящими в мире, поэтому их ценовая конкурентоспособность будет ниже, чем у ныне поставляемого из РФ газа и чем у газа стран-конкурентов. А в-третьих - "арктические" углеводороды и продукты их переработки в других регионах России могут резко повысить цены на энергетические продукты на внутреннем рынке. Поэтому эксперты предлагают осваивать недра и других регионов России.
Относительно положения в нефтепереработке, по данным эксперта РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина Елены Чернышевой, доля отечественных бензинов стандартов "Евро-3" и "Евро-4" хотя и растет, но медленно, достигнув в 2012 г. только 38% от всего объема выпускаемого бензина. А доля дизтоплива, удовлетворяющего требованиям классов "4" и "5", достигла лишь 18%. По оценкам Е.Чернышевой, "весьма малая глубина переработки нефти приводит к выпуску значительного количества низкокачественных нефтепродуктов, не востребованных на внутреннем рынке и потому поставляемых на экспорт в качестве полуфабрикатов".
Эту ситуацию Ринат Галиев, гендиректор ВНИИ по переработке нефти, объясняет и тем, что приоритетом остается рост объемов добычи нефти, а на НПЗ сооружаются установки в основном первичной перегонки. Росту глубины нефтепереработки, по его мнению, по-прежнему уделяется мало внимания ввиду благоприятной мировой конъюнктуры по нефти и низкосортным ("полуфабрикатным") нефтепродуктам. Поэтому мощностей каталитического и гидрокрекинга в США ныне в 6 и почти в 10 раз больше, чем в России.
А рост в угольной отрасли связан в основном с экспортом. В 2011-м угледобыча выросла до 334,7 млн тонн, экспорт достиг 104,7 млн тонн. Причем темы роста экспорта пока больше темпов роста добычи в РФ. По данным Института проблем естественных монополий, в 2011 году мировые цены на стандартные виды угля выросли более чем на 20%. Но в 2012-м было их резкое снижение ввиду падения мирового спроса: из-за 30-35%-ного их падения на складах, например, Кемеровской области в конце ноября 2012 г. скопилось 16 млн тонн угля - при норме в 4 млн тонн. Но со второй половины ноября мировой спрос на уголь стал вновь расти, что положительно скажется на отрасли.
По федеральной программе развития отрасли до 2030 года общий объем финансирования заявлен в 3,694 трлн руб. Реализация программы позволит довести среднегодовой прирост ресурсов угля до 530 млн тонн, а также ввести 505 млн тонн новых мощностей. И сократить уровень износа основных фондов до 40-45%, ныне достигающий 67-70%.