Выкачивание денег из промышленности в пользу энергетиков - вот та цель, которую, кажется, государство поставило перед собой. Особенно беспрецедентный характер этот процесс приобрел в последние четыре года, когда цена на электроэнергию выросла более чем в два раза. Высокая стоимость энергоресурсов стала одной из причин снижения конкурентоспособности российских компаний. Минэкономразвития недавно сократило прогноз темпов роста промышленного производства в 2012 году с 3,6% до 3%, не исключив, что в конце года этот показатель может быть еще ниже.
Государство не заметило или сделало вид, что не заметило, как цена на электроэнергию для промышленности превысила цену в США и приблизилась к европейским уровням. Финляндия уже снизила импорт электроэнергии из России.
Незавершенность реформы приводит к постоянному "ручному управлению" - отрасль по-прежнему регулируется государством, а доля рыночного механизма ценообразования в конечной цене на электроэнергию не превышает 30%. По сути, более-менее рыночным является только рынок на сутки вперед (РСВ), да и то со множеством оговорок. Стоимость услуг по передаче, рынок мощности, ДПМ, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков - все эти составляющие конечной цены для потребителя регулируются государством. И ответственность за беспрецедентный рост цен на электроэнергию лежит именно на нем.
Одним из основных факторов, влияющих на конечную цену электроэнергии, остается сетевая составляющая: в структуре конечной цены более 47% - это услуги по передаче электроэнергии. Во всем мире эти показатели колеблются в пределах до 20%. В России же данная цифра обусловлена прежде всего огромными инвестиционными аппетитами сетевых компаний, финансируемых за счет тарифа на передачу. Понятно, что без пересмотра модели инвестиционного процесса для сетевого комплекса не обойтись.
Серьезным фактором, влияющим на ценообразование, является проблема перекрестного субсидирования между промышленностью и населением. Увеличивающийся из года в год объем перекрестного субсидирования уже превысил 200 млрд руб., а по некоторым оценкам, составил 350 млрд руб. Решение этой проблемы лежит в плоскости введения социальной нормы потребления для населения, принятие которой разгрузит промышленность и создаст стимулы для экономии электроэнергии гражданами.
Раздутые инвестиционные программы и операционные затраты сетевых компаний, Росатома, РусГидро, перекрестное субсидирование, отсутствие внятной долгосрочной политики государства в сфере энергетики заставляют потребителей уходить от ЕНЭС и строить свою генерацию. И эта тенденция будет только усиливаться. Строительство распределенной генерации - ответ на неэффективное регулирование отрасли.
Широкое обсуждение получила тема внедрения и оплаты проектов возобновляемых источников энергии. Ни для кого не секрет, что строительство ВИЭ является очень дорогим удовольствием. Правительство высказалось о невозможности финансирования ВИЭ за счет бюджета. За чей же счет будут реализованы планы минэнерго о достижении выработки ВИЭ к 2020 году в размере 4,5% от общего объема электроэнергии? Предлагается субсидировать такие проекты за счет всего рынка. По нашим расчетам, финансирование ВИЭ за счет потребителей даст к 2020 году прибавку к цене около 4-5%. Считаю это недопустимым. Необходимо пересмотреть существующую схему размещения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, и объем их ввода. Целесообразно рассматривать места строительства ВИЭ в изолированных районах, энергоснабжение которых осуществляется за счет дизельных установок, закупка топлива для которых дотируется государством. Перераспределение бюджетных средств в пользу генерирующих объектов ВИЭ позволит сделать данные проекты окупаемыми, а развитие ВИЭ - перспективным.
Существование наряду с рынком электроэнергии так называемого рынка мощности является основным фактором, мешающим развитию долгосрочных двусторонних отношений между потребителями и генераторами. Генераторы, покрывая свои постоянные затраты за счет платы за мощность, не заинтересованы в заключении прямых договоров с потребителями. Уверен, что рынок электроэнергии должен быть рынком одного товара, и его основу должны составлять двусторонние договоры. Необходимо также ликвидировать перекрестное субсидирование между теплом и электроэнергией, полностью отказаться от механизма ДПМ при новом строительстве и модернизации генерирующего оборудования, обеспечить возможность беспрепятственного строительства потребителями собственной генерации, предусмотреть доплату системным и пиковым станциям, исключив их из ценообразования на оптовом рынке.
Реализация предлагаемых потребителями электроэнергии комплекса мер будет способствовать выстраиванию долгосрочных отношений в энергетике, обеспечению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии, приведению к адекватному уровню цены, обеспечивающей конкурентоспособность российской промышленности. Хочется надеяться, что новая команда министерства энергетики учтет ошибки, допущенные в предыдущие годы, и сможет выстроить систему, при которой энергетика перестанет быть тормозом развития промышленности.