20.12.2012 23:42
    Поделиться

    Возобновление электронной торговли газом стимулирует развитие рынка

    Необходима отмена государственного регулирования оптовых цен на природный газ
    Победой здравого смысла можно назвать озвученную недавно инициативу министерства энергетики о возобновлении электронной торговли газом и одновременном прекращении действия постановления правительства N 311 от 10.05.2010 г., предоставляющего потребителю право на отбор газа сверх договорных объемов. Если эти идеи воплотятся в жизнь, то можно будет говорить о прорыве на пути к созданию в России цивилизованного рынка газа. Дополнительным камнем в его основание станет совершенствование нормативно-правовой базы развития низшего сегмента внутреннего рынка газа. Такое поручение минэнерго и "Газпрому" дал 19 ноября президент Владимир Путин.

    Путь становления газового рынка в нашей стране был тернист и извилист. В конце 90-х годов были приняты ряд законодательных и нормативных актов, которые определили правила игры на газовом рынке РФ. Это в первую очередь Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (1999 год), постановление правительства "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации" (1998 год) и другие документы.

    Они юридически оформили сложившуюся к тому времени конфигурацию российского рынка газа, который состоял из двух сегментов. Первый - это поставки "Газпрома" по регулируемым ценам, второй - это продажи независимыми производителями газа (НПГ) по свободным ценам. Следующим этапом стали 2006-2007 годы. Во-первых, в соответствии с постановлениями правительства, в ноябре 2006-го стартовал эксперимент на электронной площадке "Межрегионгаза" по продаже газа на условиях встречного аукциона по свободным ценам. Продавцами выступили "Газпром" и НПГ, покупателями - электростанции и крупные промышленные предприятия. Согласно постановлению, между "Газпромом" и независимыми производителями соблюдался паритет по предельному объему продаж, что, пожалуй, являлось единственным нерыночным моментом в работе ЭТП. В остальном она четко следовала логике рынка: цену определяли продавцы и покупатели, при низком спросе она падала, а при высоком - росла. Всего в 2007 и 2008 ггодах на ЭТП было продано 13,3 млрд куб. м газа на общую сумму 20,7 млрд рублей.

    Другим знаковым решением стало принятие в 2007 году постановления правительства N 333, которое обозначило сроки перехода на равнодоходную цену газа (экспортная цена газа, определяемая по формуле, привязанной к нефтяным ценам, вычетом разницы стоимости транспортировки и налоговых условий) - 1 января 2011 года. Чтобы подготовить участников рынка газа к этим переменам, также предусматривалась возможность "Газпрома" продавать сверхлимитные объемы и осуществлять поставки топлива новым потребителям по ценам выше регулируемых, но ограниченных предельным коэффициентом.

    А дальше наступил застой. Эксперимент на ЭТП закончился. Минэнерго пообещало решить вопрос о переходе площадки на постоянную работу, но согласование этого документа длилось дольше, чем принято ждать обещанного. Прописанный же в 333-м постановлении переход на равнодоходную цену, как известно, не случился. Более того, в 2010 году вышло уже упомянутое постановление 311, которое фактически узаконило нарушения потребителями дисциплины газопотребления, позволив превышать или недобирать объемы законтрактованного газа.

    Свет в конце тоннеля забрезжил в этом году, когда 16 апреля вышло постановление правительства N 323 "О реализации природного газа на товарных биржах...", позволивший "Газпрому" и НПГ на паритетной основе продавать до 35 млрд куб. м газа на товарных биржах. Правда, работе электронных торговых площадок в документе места не нашлось, что затруднило практическую реализацию документа, учитывая специфику газа как товара. Сейчас, судя по всему, эта ошибка будет устранена и в следующем году электронные торги газом должны возобновиться (хотя полномасштабной торговли уже, видимо, следует ожидать с 2014 года, когда объемы, необходимые для торгов, будут включены в баланс газа).

    Однако самый главный шаг для становления рынка еще впереди. Имеется в виду уход от государственного регулирования оптовых цен на газ, добываемый "Газпромом" и его аффилированными лицами, для промышленных потребителей (при сохранении регулируемого государством льготного тарифа для населения). Эта мера нашла отражение в принятом в конце 2010 года правительством постановлении N 1205. В нем предполагается поэтапное достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки, которое должно наступить к 1 января 2015 года. К этой же дате приурочен переход от госрегулирования оптовых цен на газ к госрегулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории нашей страны (сейчас они устанавливаются только для НПГ). То есть в 2015 году государство обязалось ввести "свободное" ценообразование на газовом рынке.

    В то же время есть все основания считать, что указанные сроки выдержаны не будут. В заявлениях представителей российского правительства все чаще приходится слышать, что переход на равнодоходные цены следует ждать то в 2018-м, то в 2020-м, а то еще позднее. При этом, по непонятным причинам, идею о необходимости отложить дату перехода на равнодоходные цены автоматически увязывают и с перенесением на более позднее время отмену государственного регулирования оптовых цен на газ. Но одно отнюдь не вытекает из другого, поскольку ключевая задача для создания рынка газа - именно свободное ценообразование, а не повышение цены на "голубое топливо" до определенного уровня.

    Надо понимать, что просто формула цены, ориентирующаяся на равную доходность, является на сегодняшний день единственным рыночным ориентиром для стоимости природного газа в России. Но по мере развития инструментов рыночного регулирования они, вкупе с эффективными методами госрегулирования, уже позволят создать более совершенную систему индикации цен. В перспективе это даст возможность для формирования внутрироссийской цены на газ, зависящей не столько от котировок зарубежных нефтяных бирж, сколько от российских организаторов торговли. И в ее основе будет лежать межтопливная конкуренция на территории нашей страны. То есть, когда потребитель в оценке своих топливных затрат ориентируется на стоимость различных видов источников энергии конкретно в своем регионе.

    Этот момент является, пожалуй, наиболее значимым для создания национального российского рынка газа. Не стоит забывать, что объем потребления природного газа внутри нашей страны сопоставим с аналогичным показателем всех стран Евросоюза. Поэтому логично и справедливо, чтобы рыночные цены на газ внутри России формировались на основе внутреннего спроса и предложения, как это сейчас имеет место в США.

    Свежие предложения министерства энергетики позволят открыть в России спотовую торговлю товарными объемами газа в существенных объемах, что позволит в свою очередь создать систему рыночного ценообразования на этот топливный ресурс. Но только, естественно, при условии отмены государственного регулирования оптовых цен на природный газ, который уже на протяжении ряда лет остается единственным в РФ "нерыночным" топливным ресурсом.

    Поделиться