Отходы угольной энергетики превратят в цемент и бетон

Проблема утилизации отходов, которые образуются при сжигании угля на тепловых электростанциях, актуальна для многих стран. Например, в настоящее время в мире летучей золы (золошлаков) больше, чем производится угля. В России ежегодно вырабатывается около 28 млн тонн золы. При этом в экономике используется лишь 15%.

Сибирский федеральный округ (СФО) не является исключением. На его долю приходится 44% угольной генерации и 8,8 млн тонн золы в год. Только в Кемеровской области, которая является основным угледобывающим регионом страны, ежегодно вырабатывается до 3 млн тонн ЗШО. Их накопления негативно влияют на окружающую среду. Помимо этого, содержание золошлаковых отвалов обходится дорого. Еще острее проблема стоит для Иркутской области, где большая часть хранилищ располагаются в Байкальской природной зоне. Общая площадь земли, занятая ими, составляет 2 тыс. га, а запас ЗШО превысил 80 млн тонн. Суммарный же объем золы и шлака в отвалах, расположенных в СФО, достиг 330 млн тонн - без учета районных угольных котельных.

В то же время сегодня есть примеры эффективного использования ЗШО в различных отраслях экономики - сельском и дорожном хозяйстве, строительстве и производстве стройматериалов. Наиболее успешный опыт, как отмечают эксперты, накоплен в Индии. Ежегодно в этой стране вырабатывается более 200 млн тонн золы, из них 100 млн утилизируется и перерабатывается.

- Индийская сторона готова нам оказать помощь в решении этой важной задачи, - сообщил первый заместитель председателя исполкома Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) Владимир Псарев.

По данным помощника генерального директора Территориальной генерирующей компании N 11 Виктора Шевцова, ряд стран не только используют весь объем годового выхода золошлаков, но и направляют его на экспорт. К примеру, Польша, Китай. В СФО перерабатывается 3,6 млн тонн. И это пока наибольший объем производства и переработки золы среди всех федеральных округов.

- Есть несколько направлений применения этого ресурса, в частности прямая замена природных материалов, использование в качестве сырья в производстве материалов. Они являются как эффективными, так и затратными, так как требуют строительства новых предприятий, - сообщил Виктор Шевцов.

Ряд регионов СФО уже реализует проекты по утилизации и безопасному использованию ЗШО. Как отметил заместитель губернатора Красноярского края Михаил Кузичев, за три последних года в крае в три раза возрос объем использования золы. Но пока это лишь малая толика - всего 8% от запасов ЗШО, полученных в регионе. В Алтайском крае разработан проект строительства кирпичного завода мощностью 70 млн штук в год. "На 90% его продукция будет состоять из золошлаков. Это мировой уровень. Проект интересный, но пока приостановлен", - отметил начальник управления промышленности и энергетики Алтайского края Виктор Мещеряков.

В Кемеровской области ЗШО направляют на рекультивацию горных пород при разработке угольных разрезов, строительство малоэтажных домов. В прошлом году на площадке Беловской ГРЭС открыли завод по переработке ЗШО угольных электростанций. Предприятие производит легкие наполнители и продукцию на их основе, которые могут использоваться при бурении скважин, в литейном деле, производстве огнеупорных и лакокрасочных материалов.

Аналогичные примеры есть и в других регионах. В Иркутской области компания "Ангарскцемент" использует около 58% годового объема отходов (почти 200 тыс. тонн) как сырье при производстве цемента и бетона. В Красноярском крае работают два асфальтобетонных завода, на которых ЗШО также входит в состав продукции. В Омской области введены в эксплуатацию два завода по производству силикатного кирпича и пористых теплоизолирующих стеновых строительных материалов из ЗШО. В Новосибирской области эти отходы (безобжиговый зольный щебень) применяют для рекультивации неудобий (осушения болот) и создания дополнительных площадей в городской застройке. В настоящее время здесь ведется строительство завода мелкоштучных стеновых материалов на основе ЗШО, мощность которого составит 30 млн штук условного кирпича в год.

Вместе с этим, по мнению членов координационного совета по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности МАСС, реализацию проектов по утилизации или переработке золошлаков затрудняет неурегулированность вопроса на законодательном уровне. Два федеральных закона - об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления - трактуют отходы угольной промышленности по-разному. В первом случае это приводит к тому, что потребление золы в последующем производстве невозможно. В прошлом году были утверждены два стандарта и две технологии использования ЗШО в сельском хозяйстве, разработан федеральный стандарт для дорожной отрасли. Несмотря на это, эксперты уверены, что материалам из ЗШО сложно конкурировать с природными.

- Основная масса ЗШО все еще реализуется без дополнительной переработки, что значительно сокращает направления применения золы, - отметил заместитель губернатора Кемеровской области по энергетике и угольной промышленности Андрей Малахов. - Задача сокращения и переработки золошлаковых отходов должна решаться комплексно и при поддержке федеральных, региональных органов власти и с учетом интересов потенциальных потребителей.

Напомним, что "Стратегия повторного возобновления ресурсов из золошлаковых отходов (ЗШО) тепловых электростанций (ТЭС) Сибири на 2010-2020 годы" ставит задачу - к 2016-2018 годам прекратить рост накопления ЗШО и значительно увеличить объем их потребления.

Справка

В декабре прошлого года в Кремле в ходе российско-индийских переговоров ассоциация "Сибирское соглашение" и департамент науки и технологий при правительстве Республики Индия подписали протокол намерений об утилизации и безопасном использовании летучей золы (золошлаков). Предполагается, что общий эффект от этого проекта составит более 190 млн долларов. Практическая реализация проекта возложена на членов СЭА.