Верховный суд прояснил острые вопросы по спорам вокруг пенсий

Сегодня "Российская газета" публикует постановление пленума Верховного суда России о рассмотрении дел по трудовым пенсиям.

Документ отвечает на многие острые вопросы. Например, как быть, если организация, где работал человек, исчезла сто лет назад, и документы не сохранились. Значит, стаж пропал? Нет, поясняет Верховный суд. Если документы о работе утрачены не по вине работника и восстановить их невозможно, такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. Правда, для того чтобы подтвердить льготный стаж, голоса друзей в качестве доказательства будет мало, здесь потребуются документы. Например, приказы, расчетные книжки, наряды.

В страховой стаж вместе с периодами работы включается и военная служба. Долгое время это было спорным вопросом: старое руководство Пенсионного фонда полагало, что раз военные во время службы не отчисляли взносы в фонд, то и пенсии им платить не из чего. Поэтому человек, уволившийся из армии, не дослужив до военной пенсии, попадал в трудную ситуацию. Фактически его стаж начинался заново. Решен вопрос и с женами военных. Если в дальнем гарнизоне у женщины не было возможности устроиться на работу, ей разъезды с мужем учтут как стаж. Но не более пяти лет в общей сложности.

Время, когда человек сидел на пособии по безработице, тоже не пропадает даром, оно включено в стаж. Засчитают как рабочее время и дни за решеткой для невинно брошенных в тюрьму. Если человек был арестован или осужден необоснованно и потом реабилитирован, стаж ему не разорвут.

Закон предусматривает несколько видов трудовых пенсий. Как пояснил Верховный суд, для назначения пенсии по старости на общих основаниях наряду с достижением возраста требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет. А при назначении трудовых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет.