Компании, может, и рады бы выполнить условия ФЗ, однако такие факторы, как неотлаженность механизмов привлечения дополнительных средств на дорогостоящие услуги по энергоаудиту и энергосервису, вынуждает игроков просить законодателей ускорить принятие соответствующих поправок и перенести сроки намеченной проверки. Парламентарии обещают помочь, при этом доработав и другие "нестыковки" в ФЗ.
"Сейчас мы получаем массу писем из регионов с просьбой продлить сроки обязательного получения энергопаспортов. Миллионы объектов подпадают под этот закон. Но даже ответственные профессионалы не смогут ни при каких обстоятельствах до января провести требуемую законом оптимизацию", - пояснил "РГ" председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. По его мнению, качественно провести хотя бы энергоаудит заявленных объектов за такой короткий срок в принципе невозможно. Дело закончится тем, что руководители компаний привлекут "дешевых" аудиторов, которые напишут "филькины грамоты". Как уже было на Украине.
С такой позицией согласен генеральный директор "Первой национальной энергосервисной компании" Сергей Цакунов. По его мнению, массовая подготовка паспортов и действующие требования к энергоаудиту создали неоднозначную ситуацию на рынке. "Именно механизм, разорвавший причину (аудит) и следствие (энергосервис) и сделавший аудит самостоятельной, самоценной работой для заказчика, стал причиной нарастающих проблем. В итоге будут потрачены миллиарды бюджетных средств на изготовление энергетических паспортов, а адекватного энергетического или сберегающего эффекта в экономике это не вызовет", - полагает он. С точки зрения соблюдения закона - все идет по плану, уверены специалисты. Ведь компания теперь получает подготовленный паспорт и отчет об обследовании, чего раньше не было. А вот с позиции последующего энергосервиса вся эта работа является пустой тратой денег, считает Цакунов. Проблема в том, что сегодня энергоаудитор фактически никак не отвечает материально за свои рекомендации по экономии. В свою очередь, энергосервисная компания, которая инвестирует средства в дорогостоящие мероприятия по энергосбережению, не получает нужных гарантий и юридической ответственности аудиторов, что их расчеты верны. И в случае, если рекомендации "горе-аудиторов" неверны, энергосервисным компаниям приходится самостоятельно проверять все заново и проводить более тщательный перерасчет энергопотребления клиента.
"Если была бы введена материальная ответственность для проверяющих, у нас стремительно бы сократилось количество псевдоаудиторских компаний и остались только те, которые действительно обладают профессиональными знаниями и инженерными кадрами, - уверен Цакунов.
В правительстве тоже не в восторге от того, как протекает реформа. "Качество работы энергоаудиторов остается крайне низким. Только каждый десятый поступивший в минэнерго энергопаспорт проходит проверку", - ранее заявлял на специализированном форуме, посвященном энергосбережению и энергоэффективности, замдиректора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК минэнерго Алексей Кулапин. Чиновник отметил, что сегодня зарегистрировано 142 СРО в сфере энергоаудита и еще около 25 тыс. подобного профиля организаций. "На наш взгляд, это очень много", - считает Кулапин, аргументируя такую позицию ведомства тем, что "количество" в данном случае совсем не означает "качество" и "скорость". "В стране обследовано всего 25% от общего числа объектов, которые должны пройти обязательный аудит. При этом в министерстве зарегистрировано без замечаний лишь 10% от общего числа поступивших энергопаспортов. Все остальные возвращены на доработку", - уточнил он. Однако ситуация далеко небезвыходная. По мнению специалистов, России следовало бы более активно перенимать зарубежный опыт по части создания механизмов оптимизации энергетики. Так, сегодня мировая тенденция в энергосбережении "заточена" на поиск комплексного подхода и управления всеми источниками энергии с помощью различных автоматизированных систем. Большая же часть российских компаний в области энергосбережения фактически просто реализует то или иное простейшее энергосберегающее оборудование и далека от внедрения сложных технологий, уверены эксперты. Поэтому пока реальность такова, что мы, к сожалению, отстаем на рынке энергоэффективности от развитых стран на 10-15 лет.
Тем не менее говорить, что рынок совсем не развивается, тоже не совсем верно. Скажем, эксперты давно настаивают на том, что именно власть должна помочь в становлении рынка энергосервисных услуг путем создания работающего механизма гарантий возврата экономии, как минимум, со стороны бюджетных организаций. И, похоже, что государство критику услышало: для решения этой задачи в России скоро будет создан специальный орган - Энергетическое финансовое агентство (ЭФА).
Как рассказал "РГ" руководитель департамента развития законодательства в области энергетики "Российского энергетического агентства" Минэнерго РФ (РЭА) Алексей Туликов, цель создания ЭФА - стимулирование привлечения внебюджетного финансирования в проекты в области ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности и развития использования возобновляемых источников энергии. Учредителями организации планируют выступить РЭА и Внешэкономбанк.
"В настоящее время идет процесс внесения изменений в порядок финансирования РЭА и получения разрешения на участие в создании ЭФА в качестве учредителя. Бюджетный процесс требует соблюдения процедурных вопросов. В связи с этим первоначально запланированные сроки создания организации несколько отодвигаются", - уточнил Туликов. Хотя ранее руководство РЭА заявляло о том, что Энергетическое финансовое агентство может быть создано до конца этого года. "В настоящее время осуществляется доработка и согласование бизнес-плана и учредительных документов ЭФА в соответствии с концепцией создания данной организации. Документ уже получил одобрение на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка в апреле. После того как этот процесс завершится, создание ЭФА перейдет в активную фазу".
Отрадно, что позиция в целом по текущей ситуации на рынке у экспертов РЭА - ведомства, ответственного за реализацию ФЗ - схожа с большинством представителей крупных энергосервисных компаний и парламентариев. По словам Туликова, один из основных барьеров для привлечения инвестиций в энергосбережение - проблема адекватной оценки и готовности к принятию рисков по проектам в области энергоэффективности и ресурсосбережения.
"Коммерческие банки не обладают достаточной компетенцией по данному вопросу, а потому ведут себя достаточно инертно при кредитовании инновационных проектов. ЭФА должно изменить существующий расклад и принять часть рисков на себя посредством выпуска векселей как инструмента привлечения средств банковского сектора", - заверяет эксперт.
Кроме того, агентство должно решить вопрос формирования портфеля проектов в приоритетных сегментах: бюджетный сектор, ЖКХ, промышленность, транспорт и ВИЭ. А глобальная цель ЭФА - создание уникальной компетенции по финансированию проектов в области энергосбережения и возобновляемых источников энергии, пояснил Туликов.
Подразумевается, что объем работ, профинансированных ЭФА в 2012-2020 гг., составит порядка 50 млрд руб. При этом, согласно мировому опыту, дополнительные инвестиции частного сектора в развитие энергоэффективности должны в 6-8 раз превысить объем проектов, профинансированных через специализированную финансовую организацию. Таким образом, совокупные инвестиции могут равняться сумме, близкой к 500 млрд руб.