20.12.2012 23:41
    Поделиться

    В 2013 году в России ожидается дефицит моторного топлива

    В новом году в стране ожидается дефицит моторного топлива
    Обещанного Минэнерго дефицита моторного топлива в октябре-ноябре розничные потребители не заметили. Причем не только в столичном регионе, но и в большинстве других.

    Так, в Свердловской области последний раз нехватка топлива марки Аи-92 наблюдалась летом прошлого года. По заявлению региональных властей, тогда поставщики недостаточно четко спланировали логистику доставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Сегодня все автозаправочные станции на Среднем Урале работают в штатном режиме, нефтебазы имеют необходимые запасы топлива. В целом за год стоимость бензина в регионе подросла на пять рублей за литр. Психологическую отметку в 30 рублей за литр цена бензина впервые преодолела еще в августе.

    Первой перешагнула эту черту компания "Лукойл Пермнефтепродукт". Сейчас подтягиваются и конкуренты: "Газпромнефть-Урал" и ERGO. Аналогично с соляркой: 29-рублевый рубеж преодолен. Как сообщил "РГ" эксперт Виктор Немихин, в будущем году снижения цен на топлива, связанного с ценами на нефть, вряд ли стоит ожидать. С другой стороны, пространство для ценового маневра здесь невелико: ситуация, когда рост цен приведет к падению спроса, вполне вероятна. Поэтому ожидается небольшой рост - в пределах нескольких процентов.

    На юге России дефицита топлива в 2012 году так же не было и в ближайшее время не ожидается, ибо в регионе сегодня работают пять нефтеперерабатывающих заводов (Туапсинский, Волгоградский, Афипский, Краснодарский, Новошахтинский), производящие совокупно свыше 10 млн тонн нефтепродуктов в год. По данным генерального директора компании-оператора розничного рынка АЗС Алексея Филиппова, только на Кубани в 2012 году по сравнению с прошлым годом объем поставок нефтепродуктов увеличится на 105 тысяч тонн. Кроме того, по признанию операторов регионального рынка, на нефтебазах юга России у них уже сформирован необходимый запас для бесперебойного снабжения АЗС. При этом осенью топливо традиционно дорожает, что совпадает с ростом цен на нефть на международных рынках.

    В Новосибирские нет проблем с количеством, зато есть претензии к ценам: автомобилисты чуть ли не каждые две недели фиксируют повышение стоимости бензина в среднем на пятьдесят копеек. Такими "незаметными" на первый взгляд темпами литр самого популярного в областном центре Аи-92 уже перешагнул за 27,5 рубля, Аи-95 продается за 29,6 рубля, Аи-98 - 31,9 рубля, а зимнее дизтопливо можно купить за 29,4 рубля за литр. Таким образом, с сентября цены на заправках "Газпромнефть-Новосибирск" ("Газпромнефть" - главный оптовый поставщик бензина в регионе), а вслед за ним и у независимых нефтетрейдеров "подтянулись" на полтора-два рубля за литр бензина. Повышение розничных цен владельцы сетей АЗС связывают с постоянным повышением отпускных цен нефтяными компаниями. Руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров "ГСМ-Сибирь" Юлия Золотовская причину роста розничных цен также видит в поднятии заводских цен. Однако эксперт не исключает, что стоимость бензина на небольших заправках напрямую зависит от оптовой цены, установленной компанией "Газпромнефть": ее рост неизбежно приводит к повышению цен на всех АЗС в регионе.

    Как видим, снабжение АЗС было относительно стабильным. Чего не скажешь о ценах на бензин. Как сообщил "РГ" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в предвыборный период цены на нефтепродукты в России были заморожены.

    В результате по стоимости бензина наша страна оказалась на третьем месте в мире с конца. Дешевле бензин продается только в Кувейте и Белоруссии. Теперь нефтяники хотят повысить цену, чтобы компенсировать инфляцию. Кроме того, правительство ужесточает требования к качеству топлива, что требует от компаний многомиллиардных инвестиций в нефтеперерабатывающие заводы. Эти расходы им также хочется включить в конечную цену продукции. В условиях высоких цен на нефть компании стремятся увеличивать экспорт нефти и нефтепродуктов, что может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке. "Перед правительством стоит выбор: либо не сопротивляться повышению цен, либо вводить запретительные пошлины на экспорт. Скорее всего, будет выбран первый вариант, тем более что они уже постепенно растут", - говорит Сергей Правосудов.

    "Последние полтора года в стране существовал диспаритет оптовых и розничных цен, - пояснил "РГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Розничный рынок конкурентный, и компании не могли выставить розничные цены, которые бы их устраивали. А на монопольном оптовом рынке цены росли в соответствии с рыночными реалиями. То есть дефицит топлива был не в целом, а именно того продукта, цена которого соответствует низким розничным ценам.

    В предвыборный период цены на нефтепродукты в России были заморожены. В результате по стоимости бензина наша страна оказалась на третьем месте в мире с конца

    Московский НПЗ даже в период ремонтных работ осенью отпускал топливо по ценам, адекватным розничным, но в объеме, в 2-3 раза меньшем, чем обычно. Недостаток топлива приходилось покупать на бирже, на вторичном рынке по цене на 5-6 тыс. руб. выше заводской, и несколько больше розничной. Сейчас ситуация нормализовалась. Все НПЗ закончили ремонтно-профилактические работы, которые всегда проводятся осенью, в период падения спроса, поэтому сегодня проблем практически нет. И не будет в ближайший месяц".

    Они возникнут с нового года, когда в соответствии с требованиями техрегламента, в России вводится запрет на оборот топлива ниже 3 класса (аналога европейского стандарта Евро-3). А поскольку далеко не все НПЗ успели перестроить производство под его выпуск, в следующем год минэнерго прогнозирует дефицит бензинов 3 класса и выше около 1 млн тонн по сравнению с плановыми показателями. На первый взгляд в целом по стране это немного, учитывая, что наши заводы выпускают 35-36 млн тонн бензина плюс импорт из Белоруссии. "Дефицит ожидается там, куда ни белорусское, ни даже башкирское топливо не доедет: Приморский край, Сахалин, Камчатка, Алтайский край, Новосибирская область и т.д., - говорит Евгений Аркуша. - А если и доедет, то по ценам, по которым его продать будет невозможно, учитывая конкурентный розничный рынок. Эту проблему понимают все, но она остается.

    Вторая проблема в том, что у нас производство растет менее высокими темпами, чем потребление: 3-4% в год против 6-7%. Так будет продолжаться примерно до 2015 года, пока не будет проведено перевооружение всех заводов, повышена глубина переработки, увеличен выпуск бензинов из каждой тонны нефти. В Европе и Америке глубина переработки достигает 95-98%, у нас в лучшем случае 80%. Поэтому рынок у нас в общем виде по бензинам является дефицитным".

    К дефициту может привести и административное давление на цены: они должны регулироваться исключительно экономическими методами. Поскольку явно ненормально, когда с 1 января 2012 года акцизы на бензин выросли на треть, а розничная цена при этом не увеличилась. В такой ситуации топливо потечет туда, где за него дадут больше. То есть за границу.

    По словам Евгения Аркуши, стоимость топлива для потребителя зависит от нескольких составляющих. Это мировая цена на нефть, которая постоянно растет, высокая налоговая нагрузка (в России - до 60%. В США, к примеру, - 20%). Плюс акцизы, которые юридически налогом не являются, и на них еще накручивается НДС, в целом на литр прибавка составляет 1,5 рубля в год. Плюс инфляция 7-8% в год.

    Минувшим летом было принято решение о дифференциации акцизов. Так, с 1 июля акцизы на бензин 4 класса не изменились, а на бензин 5 класса снизились на четверть. Что стимулирует компании переходить на выпуск топлива 4-5 классов, менее вредных для окружающей среды для. Однако при этом падают поступления в бюджет, и минфин уже выступил за сокращение этой дифференциации, значит, цены на бензин будут и дальше расти.

    Поделиться