Как отмечают в региональном министерстве энергетики и ЖКХ, в 2011 году в бюджетной сфере было заключено 38 контрактов на сумму 18 млн руб. В 2012-м начали работать всего 11 ЭСК на сумму 2 млн.
- В контрактах, которые уже реализовываются, видны определенные сложности, поэтому руководители понимают, что это тяжело, и пока не идут на заключение новых, - отмечает Александр Чистяков, начальник отдела энергосбережения регионального минэнерго.
В принципе, участники рынка отмечают три основные причины неудач при работе с ЭСК: несовершенство нормативной базы, отсутствие статистики и недостаточная информированность потенциальных заказчиков. Впрочем, герои всех несчастливых историй несчастливы по-разному. Так, заключенный в прошлом году контракт в Кушве провалился из-за сложных взаимоотношений между водоснабжающей организацией и управляющих компаний (УК).
Однако типичная проблема работы рынка ЭСК в том, что потенциальные заказчики плохо информированы о возможностях контракта или вообще не понимают его сути. Чаще всего представители муниципальных организаций думают, что энергосервисный контракт - что-то вроде договора на обслуживание. Между тем суть его в том, что компания-подрядчик за свой счет внедряет энергосберегающее оборудование или технологии, а возмещает затраты за счет сэкономленных средств в течение срока действия контракта. В идеале заказчики должны выставлять предложения на общем рынке, а компании-подрядчики конкурировать за них. На практике все происходит наоборот.
- Мы с огромным трудом убеждаем руководителей муниципальных образований, что энергосервисный контракт - это выгодно, - рассказывает Михаил Береснев, генеральный директор Энергосервисной компании Урала. - Поэтому контракты пока однотипные, недорогие и короткие - не больше двух лет.
Самой популярной сферой заключения энергосервисных контрактов по-прежнему остается уличное освещение. Убеждать городские власти в том, что систему освещения пора реконструировать, как правило, невольно помогают жители, жалующиеся на непроглядную тьму на улицах, и ГИБДД, требующая соблюдения норм освещенности дорог.
Еще одним аргументом становится то, что энергосервисный контракт - единственный выход из ловушки, в которую многие бюджетные учреждения загнали себя сами. Речь идет о выполнении требований нормативов по энергосбережению, предписывающих ежегодное сокращение потребления энергоресурсов, в частности электроэнергии, на 3 процента. Наиболее дешевый и одновременно самый нелепый способ это сделать - буквально сократить его. То есть просто-напросто включать свет попозже и выключать пораньше. Или зажигать только половину ламп из имеющихся. Этой детской уловкой в предыдущие годы воспользовались многие. В следующем году сумма финансирования этой статьи расходов в соответствии с законом была уменьшена, одновременно встала задача - продолжать снижать расходы... Понимая, что без модернизации системы освещения такая тактика погрузит улицы и здания во тьму, чиновники начали заключать контракты.
Самый простой энергосервисный контракт предусматривает замену старых городских светильников на более эффективные. Например, при замене ламп ДРЛ мощностью 250 ватт на лампы ДНаТ по 150 ватт получается экономия по 100 ватт с каждого фонаря. Для контракта объемом в несколько сотен таких фонарей эффект уже значительный, а вложения - минимальные. Еще одна проблема, тормозящая повсеместное внедрение ЭСК - несовершенство законодательной базы. Во-первых, муниципалитеты не знают, как оплачивать подобную работу, поскольку в бюджетах нет соответствующих статей расходов. Непонятно, как объявлять и проводить конкурс по выбору энергосервисной компании. Не всегда понятно, как вести бухгалтерский учет. И универсальных решений здесь еще нет: имеющегося опыта недостаточно, чтобы их выработать. Впрочем, надежда на то, что они вскоре появятся, есть. По информации Александра Чистякова, в текущем году минэнерго РФ планирует вносить корректировки в нормативную базу об энергосбережении.
Наконец, еще одной проблемой внедрения энергосервиса эксперты называют отсутствие корректной статистики. А ее нет, потому что еще не везде стоят приборы учета.
- Если мы провели какое-то мероприятие по повышению энергоэффективности, мы умом понимаем, что эффект есть, но бухгалтерии это надо доказывать на бумаге, - говорит Михаил Береснев. - Если с освещением это сделать можно, приведя счета за электроэнергию, то с отоплением сложнее - тут надо вести учет температуры наружного воздуха, поскольку от нее зависит расход тепла. Но у нас нет статистики потребления в базовом году. Впрочем, специалисты оценивают перспективы внедрения ЭСК в области теплоснабжения позитивно. Ведь летом нынешнего года установка общедомовых приборов учета стала обязательной, значит, уже через год необходимая статистика будет.
500 миллиардов рублей - потенциальный ежегодный объем работ по энергосервисным контрактам на Среднем Урале.