"Эксперименты" Джона Кейджа покажут в Москве

"Джон Кейдж. Молчаливое присутствие".

ГСЦИ, 27 декабря 2012 - 28 января 2013. Зоологическая улица. 13. Фонд "Екатерина". До 20 января 2013. Кузнецкий мост, 21/5. Вход с улицы Большая Лубянка.

На днях в зале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице открывается вторая часть проекта, организованного ГЦСИ совместно с Фондом Джона Кейджа, Фондом Мерса Каннингема и фондом культуры "Екатерина" и приуроченного к столетнему юбилею Джона Кейджа, которого называют одним из самых влиятельных композиторов ХХ века. Первую часть проекта "Эксперименты Джона Кейджа и их контекст" можно увидеть в фонде "Екатерина". Парадокс в том, что это, наверное, единственный композитор, который оказал невероятное влияние на визуальные искусства. Обыгрывая его фамилию, можно сказать, что из "клетки" Кейджа вышли художники движения Флюксус и неодадаисты, концептуалисты - в том числе и наши. Собственно, экспозиция в фонде "Екатерина" обнаруживает переклички и прямой диалог с Кейджем, которые вели и ведут Андрей Монастырский и Вадим Захаров, Леонид Тишков и Вячеслав Колейчук, композиторы Владимир Тарасов и Владимир Мартынов... Эти взаимосвязи тем интереснее, что в 1970-е в СССР диалог с Кейджем воспринимался примерно так же, как с разговор с инопланетянином. Казалось, шансы на коммуникацию в обоих случаях примерно равны. Поэтому, например, отправление рождественской открытки Кейджу в 1977 году из Москвы тремя художниками - Монастырским, Алексеевым, Кизельватером - выглядело жестом чисто символическим. Никто, похоже, всерьез не надеялся получить ответ. Но на всякий случай в качестве обратного адреса указали адрес бабушки Монастырского - на тот именно случай, если письмо заинтересует не только Кейджа. Каково же было изумление Монастырского, который, заехав как-то к бабушке, с которой жила его мама, обнаружил... в помойном ведре разорванное письмо из Америки. Это был ответ Кейджа! Мама, вся в слезах, призналась, что разорвала его от греха подальше, памятуя обыск конца 1960-х. Эту интригующую переписку, как и видео с рассказом Монастырского, можно увидеть на выставке. Но самое любопытное, конечно, это запись перформансов самого композитора, для которого пауза была важнее звучания и который заявлял, что музыку сфер можно услышать и в шипении жарящейся яичницы. Умению слушать и слышать мир он ненавязчиво учил и в своих произведениях. 273 секунды - не самый долгий срок обучения. Именно столько времени длится его самое известное произведение - 4 33, предлагающее... тишину. Идея в том, что абсолютной тишины не существует, что всегда что-то остается - скрип половиц, шум проезжающей машины или капель, падающих из крана... Неудивительно, что, когда во время одного из первых исполнений 4 33, возмущенный слушатель встал, громко хлопнув сиденьем, и демонстративно покинул концерт, многие решили, что это был соратник Кейджа.