В издательстве "Время" вышла книга "Олег Янковский глазами друзей".
Она обратит на себя внимание той тщательной скрупулезностью и академичностью, с которыми редко какое литературно-публицистическое издание сейчас готовится. О многих известных людях можно прочитать все подробности их личной жизни - то, о чем раньше стеснялись говорить вслух, сегодня становится самым ходовым товаром, когда стесняются уже задавать умные вопросы по существу, дабы не спровоцировать серьезные разговоры и не накликать на свою голову мизерные тиражи. В таком облегченном контексте новый книжный портрет Олега Янковского получился по-хорошему старомодным: без грубых вторжений в частное жизненное пространство, но с детальным интересом к тому, что составляет суть актерской профессии. Автор идеи и составитель книги театровед Борис Поюровский очень чутко уловил настоящий голод и антиглянцевые настроения читающей не только желтые издания аудитории. Поэтому его книга - из разряда качественных жизнеописаний. И параллельно (удивительный случай) - увлекательных. Об Олеге Янковском вспоминают: братья Олега Ивановича Ростислав и Николай Янковские, режиссеры, определившие судьбу или же сыгравшие в ней значительные роли, - Марк Захаров, Роман Балаян, Сергей Соловьев, Валерий Тодоровский, Карен Шахназаров, Павел Лунгин, Александр Прошкин; его друзья, коллеги, - Александр Збруев, Станислав Любшин, Сергей Гармаш, Сергей Чонишвили, Александр Лазарев-младший, Виктор Раков, Дмитрий Певцов. У каждого, разумеется, свой слепок памяти об Олеге Янковском. Но каждый предоставляет литературную возможность еще раз побыть в его обществе и попытаться понять, что волновало актера на съемках и в репетиционных залах, что стояло за тем или иным фильмом или спектаклем, какой невероятной самоотдачи требовало истинное служение профессии и через какие душевные муки необходимо было проходить, чтобы в каждой новой роли снова и снова оказываться на самой вершине. И так каждый раз - как в первый раз.
Пишу это без малейшего опасения сделать книге антирекламу. Поверьте, психология творчества, если речь идет о творчестве такого великого актера, как Олег Янковский, - это действительно интересно. Фрагмент мемуаров Сергея Соловьева о работе Янковского над ролью Каренина - тому в подтверждение: "Все, кому я рассказал о предстоящей пробе Янковского на роль Каренина, отнеслись к этому несерьезно, говоря: "Какая дура от Олега Ивановича Янковского уйдет?" Какой же Олег Каренин? Звоню ему: "Олег, ты же хорошенький. Молодой и хорошенький". (На момент задумки фильма Янковскому было лет 45. - Прим. ред.). Он отвечает: "Но я не до такой степени хорошенький, чтобы не мог попробоваться сыграть Каренина. А что, Каренин вообще какое-то чудище, одноглазый горбун? Что за ерунда?"... Через пятнадцать лет (когда дело дошло-таки до запуска картины. - Прим.ред.) мы столкнулись с тем, что Олегу уже все-таки 60, притом с хвостиком. А Каренину - 44... То, что написал Толстой - это драма очень зрелых людей. И то, что раньше называлось 44 года, являлось преклонным возрастом в той России... Итак, мы начали снимать. У Янковского - 50 съемочных дней, колоссальный объем. Эти 50 дней я помню, как будто это было одно удовольствие. Ощущение шло от того, что мы ни одного раза не разговаривали на тему "Толстой и Каренин", потому что и ему, и мне все было ясно еще перед тем, как мы начали снимать... Мы с ним никакой философский камень Льва Толстого не обсуждали, все делалось само собой..."
Каким образом это и многое другое происходило - читайте в подробностях в книге. На прилавках массово она появится уже в 2013 году.