Андрей, как родилась ваша книга? Вы ведь не сами ее писали?
Андрей Звягинцев: Конечно, нет. Но это и не "Малая земля" за именем Брежнева, которую писал совершенно другой человек. Нет, я лишь редактировал собственные слова, расшифрованные с диктофона. Под этой обложкой две беседы. Первая состоялась в 2007 году. Это была встреча со студентами, часа четыре мы говорили о фильмах "Возвращение" и "Изгнание". Я там впервые подробно говорил о смыслах, лежащих в основе их замыслов. Спустя год издатель прислал мне расшифровку этой беседы. Я взялся редактировать, и вскоре понял, что вынул оттуда живую речь, ответы стали слишком причесанными. Я "отмотал" всё назад, и уже редактировал текст совсем незначительно. Так в 2009 году вышло первое издание этой брошюры. Издатель сказал, что оно быстро разошлось, и вскоре выпустил второе. А в этом году третье издание дополнили новой беседой - о фильме "Елена". Беседа эта очень подробная и составляет почти половину объема брошюры.
А вот действительно объемная книга, и даже две, выйдут вскоре. Одна из них - в издательстве Ирины Прохоровой "НЛО". Это сборник статей, инициированный преподавателем ВГИКа Людмилой Клюевой. В нем будет представлен обширный материал практически обо всех моих картинах. Статьи написаны студентами-киноведами, аспирантами творческих вузов, эстетиками кино и кинокритиками. Вторую книгу - "История создания фильма "Елена" - на русском и английском языках выпустит британское издательство "Cygnnet". Там впервые будет опубликован сценарий фильма, а также переписка с продюсером Оливером Данги, с которым мы начинали работу над проектом, дневник работы над фильмом и другие любопытные материалы.
Вас часто спрашивают на встречах: режиссером нужно родиться или на него можно выучиться?
Андрей Звягинцев: Научить ремесленным навыкам, конечно же, можно. Ведь даже заяц стучит на барабане. Но научить быть художником, поэтом, мне кажется, нельзя. Как в Литературном институте вас не научат стать Трифоновым или Битовым. Поэтами рождаются. Любой добросовестный мастер скажет вам это. В учебном заведении можно лишь попасть в концентрированную среду, в необходимую творческую атмосферу, которая поможет тебе отыскать в себе самом этот дар поэта. Как раз это-то и важно: опробовать, отточить свои способности, развить их. Человек рождается каждый со своим даром, и может даже не знать об этом. Заслуга мастера в том, что он углядел этот огонь раньше вас самих и дал ему возможность разгореться. Из учебного класса выходят и ремесленники, и поэты. Первых значительно больше именно потому, что нельзя научить поэзии. Она звучит в душе сама, без посредников.
Сколько есть примеров, когда люди без специального образования становились выдающимися режиссерами: Тарантино, Трюффо, Эрик Ромер… Мне кажется, начинающим, молодым людям обязательно нужно читать много хорошей литературы, она формирует настоящий вкус и стиль. Смотреть много кино. Для этого все возможности у молодого поколения есть. Изучать историю живописи. Слушать не только леди Гагу, а лучше бы классическую, серьезную музыку, именно она формирует чувство формы, ритма. Все это нужно любить, искренне желать этих встреч с прекрасным. Без настоящей тяги к этому, без жизненного опыта разочарований, неразделенной любви, взлетов и падений - нельзя начинать. Так, пробу пера разве. А серьезный шаг, первый настоящий фильм стоит начинать, имея за плечами багаж. Режиссура - дело зрелое.
Когда вы почувствовали, что вы - режиссер?
Андрей Звягинцев: Когда я учился в ГИТИСе на актерском факультете, в Москве открылся Музей кино, где ежедневно крутили огромное количество фильмов. И я просто "подсел" на это, ходил туда как на учебу и смотрел, очень много смотрел. Не могу сказать, что я уже думал о том, что стану режиссером, хотя в 92-ом мечтал снять короткометражку, мне казалось, я знаю, как ее сделать. Но по-прежнему мечтал о кино "с другой стороны" - в качестве актера. Тут меня выгнали из служебной квартиры, где я жил, работая дворником. Начались тяжелые времена. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. Я дерзнул, позвонил своему товарищу, который в это время уверенно снимал музыкальное видео и рекламу. "Дай мне шанс, помоги снять рекламу. Я могу это сделать", - попросил я. И вскоре сложилось так, что я снял свой первый ролик о мебельном салоне. Я бывал на съемочной площадке, и не раз, снимался в каких-то незначительных эпизодах, а тут понял, что сегодня буду произносить на площадке новые для меня слова: "Мотор! Камера!"… Потом были еще и еще ролики. А в 2000 году продюсер RenTV Дмитрий Лесневский предложил мне снимать кино - пусть короткое, 25-минутное (сериал "Черная комната"), но я был абсолютно счастлив. У меня никаких сомнений не было - смогу ли, получится ли… Помню только радость, счастье, которое свалилось, как снег на голову. А если отвечать прямо на ваш вопрос: "когда я почувствовал, что я режиссер?" - скажу вам: меня это чувство пока еще не посещало. Я только учусь им быть.
Какое кино вам нравится смотреть как зрителю?
Андрей Звягинцев: Я смотрю разное кино - от братьев Дарденн или экспериментального "кино не для всех" до Джеймса Кэмерона. Меня может впечатлить и "Титаник", и "Темный рыцарь", и "Кинг Конг" какой-нибудь. Мне активно не нравятся первые 25-30 минут "Кинг Конга" (такой непритязательный комикс, чувствуется, что сам режиссер ждет не дождется появления главного героя), но в фильме есть поразительные сцены с этим главным персонажем, сделанные с огромной любовью и профессионализмом, замечательный финал на крыше Empire State Building. Если человек снимает коммерческое кино и делает это с полной отдачей, если он искренен и обожает то, что делает, - это видно сразу и не может тебя не захватить.
А каких российских режиссеров из нового поколения назовете?
Андрей Звягинцев: Лозница, Мизгирёв, Сигарев, Хомерики - ценю и уважаю их труд.
Имя Звягинцева и сериалы - это несовместимо? Предлагают ли вам телеканалы сделать какую-то экранизацию?
Андрей Звягинцев: Этим летом мне предлагали запуститься с экранизацией на телевидении, и я даже всерьез думал о предложении, но тут - к моей огромной радости - случился запуск нашего нового совместного с Александром Роднянским проекта "Левиафан".
Я не считаю, что сериалы - это плохо, а большое кино - всегда хорошо. Бывают и фильмы ужасные и сериалы - качественные. Тут, правда, есть оговорка: все-таки условия, которые диктуют сегодня телеканалы на сериальном производстве, довольно жесткие. Тебе дают несколько недель на подготовительный период, а у тебя, скажем, классика, обязательная реконструкция эпохи. Чтобы соответствовать таким темпам, нужно чтобы киноиндустрия была в здоровом состоянии. Когда ты приходишь в реквизиторский, костюмерный цеха или в мебельные мастерские, и там тебе могут предоставить сразу множество качественных вещей или предметов на выбор. У американцев есть целые города, в которых, поменяв только вывески, можно снимать, скажем, 50-е или 60-е годы. У нас этого нет. Мы каждый раз всё начинаем с нуля. Именно поэтому, чтобы всем сторонам ждать качественного кино, группе требуется достаточное время и на подготовку, и на съемку.
И потом, всё ведь зависит от конкретного материала. Иные вещи можно сделать только в телевизионном формате. У меня есть одна такая идея, жду возможности ее реализации. Полгода назад мы с продюсером Александром Роднянским практически запустились с этим проектом, но история всерьез зависла на этапе покупки авторских прав на произведение. Я надеюсь, рано или поздно этот вопрос будет разрешен, и мы снимем фильм, который будет существовать в двух форматах одновременно: большого фильма и телевизионной версии, разбитой на несколько глав-серий.