Андрей Кондрашов: Мы не ставили перед собой задачу разоблачить Березовского

В эфире телеканала "Россия 1" прошел фильм-расследование Андрея Кондрашова "Березовский", вызвавший большой интерес телеаудитории, - уже известно, что его "рейтинговая" доля по Москве 21.7. Такая доля - не у каждого популярного сериала. Обозреватель "РГ" побеседовала с автором картины Андреем Кондрашовым:

Давно ли вы сняли этот фильм?

Андрей Кондрашов: Идея снять этот фильм пришла к нам после суда Березовского и Абрамовича. Нам захотелось подвести некую черту под той жизнью Березовского, которая проходила на наших глазах в течение нескольких лет. Но как только мы взялись за эту картину (а времени у нас было не так уж много), то поняли, что на нас обрушилась лавина информации. Выяснилось, что после этого суда гигантская корпорация Березовского и Патаркацишвили осталась обескровлена. Потому что уже слишком много было заложено под те ожидаемые деньги от Абрамовича, которые в результате не пришли. И... машина дала сбой. Люди вдруг заговорили. Мы сами удивлялись, что начинали говорить те, от которых много лет вообще ничего не было слышно. Нам повезло, что навстречу нам пошли украинские спецслужбы, которые, будучи отправленными в отставку режимом Ющенко, до сих пор чувствуют профессиональный долг. Они продемонстрировали нам нормальную профессиональную злость. Ведь, по крайней мере, два очень громких дела, касающихся России, было остановлено. Дело Ивана Рыбкина, и второе - о попытке теракта 21 ноября 2004 года, когда привезли взрывчатку к майдану, которая предназначалась для Ющенко.

Получается, вы работали над фильмом...

Андрей Кондрашов: Четыре месяца.

И почему он вышел в эфир сейчас, перед Новым годом?

Андрей Кондрашов: Это уже касается программной политики канала.

Но, может быть, на ваш взгляд, в жизни Бориса Абрамовича что-то такое происходит, на что именно сейчас этот фильм может повлиять?

Андрей Кондрашов: Все, что сейчас происходит в жизни Бориса Абрамовича, - это суд, на который он будет приглашен, и там проверят его причастность к смерти Литвиненко. Впервые коронерский суд будет рассматривать и эту версию в том числе.

А почему вы этот фильм не разбили на несколько частей или на два фильма? Тяжело зрителям было смотреть про Бориса Абрамовича чуть ли не полночи. Многие не спали из-за этого.

Андрей Кондрашов: Ни у меня, ни у руководства канала не было даже ожиданий по поводу того, что информации окажется настолько много. Мы изначально планировали показать одну серию, не предполагая сделать из этого какой-то сериал. А выяснилось, что фактов так много и так трудно отказаться от того, чтобы они не прозвучали в эфире, что мы в итоге пошли на то, чтобы сделать один фильм, пусть даже очень большой. В итоге хронометраж картины 2 часа 10 минут плюс реклама.

Фильм "Березовский" - работа очень дорогостоящая. Вы посетили множество стран, у вас есть даже вертолетные съемки. Это заслуга канала "Россия 1"?

Андрей Кондрашов: Разумеется. И компании-производителя "Ассоциация "Наше кино". Они плотно сотрудничают с каналом и здорово себя проявили в том, что любая возможность, которая перед нами открывалась, будь то вертолет или остров Капри, куда нужно было срочно поехать, была реализована. Ассоциация шла на траты и зачастую даже на гораздо большие, чем ей позволяла смета, составленная каналом "Россия 1".

Давайте вернемся к делу Ивана Рыбкина - и оно, и теракт, и Коданев, который сидит за убийство Юшенкова - это все в вашем фильме новые факты. Но почему же вы не сделали фильм, исходя только из них? Зачем вам было вспоминать рынок, на котором торговал Березовский, Ельцина, Листьева, Чечню... То, что уже все знают, и много об этом говорилось и показывалось?

Андрей Кондрашов: Мы не ставили перед собой задачу сделать страшное разоблачение Березовского. Мы, зная о том, что Борис Абрамович - человек весьма харизматичный и до сих пор не оставляет равнодушным никого в России, рассчитывали на то, что фильм привлечет внимание аудитории. В том числе и какими-то штрихами психологического портрета главного героя. На самом деле все эти моменты - составляющая фильма. Это - не детективное расследование. Наш фильм - это исследование отдельных моментов биографии Березовского, в которой совершенно внезапно оказались фрагменты весьма уголовного характера.

Вот именно - в вашем фильме Березовский представлен фактически террористом. Чуть ли не как член "Аль-Каиды". Это же действительно уже уголовные дела...

Андрей Кондрашов: Не соглашусь с таким определением, что он представлен у нас как террорист. Просто есть три генерала, один из которых практически напрямую обвиняет Березовского в терроризме, а другие говорят, что у них есть вся фактура для того, чтобы возобновить следствие и передать дело в суд. Разумеется, они, как генералы, имеющие отношение к системе юстиции Украины, понимают, что в конце концов суд должен дать определение. Но все они, занимавшиеся делом Березовского, настаивают на том, чтобы и Следственный комитет России, и Генпрокуратура России снова взялись за расследование. Они будут всячески помогать, потому что все материалы на Украине по-прежнему хранятся в архивах. Потому что хотят довести дело до конца, прежде всего с профессиональной точки зрения. Кстати, нам и в Израиле генерал Мизрахи, который в свое время возглавлял отдел по борьбе с русской мафией, говорил: "Я не понимаю, почему Россия настолько слабо убеждает мир в опасности того или иного субъекта, получающего где-то политическое убежище. Если бы вы довели по юридическим каналам того же Израиля или Великобритании свои материалы суда и следствия, отношение было бы совершенно другое. Есть нормальные мировые юридические процедуры, которые Россия просто-напросто должна пройти. Для этого необходимо провести большую работу следственным органам, а ее на самом деле нет". Мы этим фильмом вольно или невольно подменили огромный пласт работы правоохранительных органов. Если потом не последует их реакция, мне всерьез покажется, что мы работали зря.

Почему, на ваш взгляд, силовики в России и Бразилии оказались бессильны. Почему Березовскому в последнюю минуту удавалось ускользнуть?

Андрей Кондрашов: Ответ на этот вопрос дал тот самый генерал Мизрахи в израильском Ях Пале - так называемый отдел русской мафии в МВД Израиля. Он сказал, что до тех пор, пока большая политика всех этих людей не будет окормлять и привлекать к общественной жизни, закон будет бессилен. До тех пор, пока большие политики в этом мире не откажутся от того, чтобы использовать уголовные элементы в своих политических делах, закон по отношению к ним будет бессилен.

Вы в начале нашей беседы сказали, что вам все очень помогали. Но все-таки сталкивались ли вы с какими-то препятствиями, когда делали этот фильм? Достаточно опасная ведь работа.

Андрей Кондрашов: Разумеется. У нас сорвалось порядка шести интервью после того, как только прошла информация о том, что семья Бадри Патаркацишвили перечислила Березовскому сто миллионов долларов. Два из этих интервью должны были быть в Израиле. Люди просто говорили: "Моя личная жизнь стоит дешевле, чем сто миллионов, и я теперь принимаю решение не говорить".

Компетентно

Владимир Овсянников, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР, член Комитета Госдумы по обороне:

-Фигура Бориса Березовского и в то время, когда он жил в России и был замсекретаря Совета безопасности РФ, многим казалась неоднозначной. Вообще странным был и его политический взлет, и то, что ему удавалось уходить от ответственности в ситуациях, когда его причастность к незаконным и, можно сказать, преступным действиям казалась сведущим людям очевидной.

Уже тогда было понятно, кто делает политику, и какими руками. Так что некоторые факты из фильма о Березовском, который был показан в воскресенье по каналу Россия-1, и раньше читались "между строк". Но фильм открыл нам такие дебри, что даже страшно стало за страну - что было бы с ней, если бы правление Ельцина продлилось дольше и Березовский оставался бы в фаворитах.

Однако фильм подтвердил, что Борис Абрамович по-прежнему пытается влиять на ситуацию в России, поддерживая ее деструктивные силы, тех, кому по каким-то причинам выгодна нестабильность в России. Мы понимаем, кто кукловод и кто его куклы - это люди, которые были обижены на то, что их оторвали от кормушки. Но очень важно, чтобы, посмотрев фильм, это поняли и другие. И не только в России, но и в тех странах, где Березовский нашел себе прибежище.

Правда, у меня есть некоторые сомнения в том, что факты, приведенные в фильме, заинтересуют правоохранительные органы этих стран, где действуют двойные стандарты. Там берут под защиту тех, кого в России считают преступниками. Однако я уверен, что российские правоохранительные органы могут и должны начать активную процессуальную деятельность по фактам, приведенным в фильме. Сказали "а" - надо говорить и "б". В любом случае этот фильм должен иметь серьезные последствия.

Анатолий Кучерена, адвокат:

-Ситуацию, изложенную в фильме, четко регламентирует Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, статья 644 УПК гласит, что любые сообщения в СМИ о преступлениях должны быть проверены правовым путем. С этой целью руководитель следственного органа должен дать указание следователю о проведении проверки, чтобы подтвердить либо опровергнуть изложенные факты. Если гражданин, подозреваемый СМИ в совершении преступления, находится за пределами страны, то следственный орган обращается в Генеральную прокуратуру, и та в рамках соответствующих процедур ставит вопрос перед зарубежными компетентными органами о проведении допроса либо экстрадиции этого человека в нашу страну.