Как напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, по данным ВЦИОМа, к концу света активно готовились три процента россиян. По результатам опроса "Левада-центр", еще больше - в пределах 14 процентов.
Ожидание апокалипсиса взвинтило спрос на целый ряд товаров и услуг. Прежде всего, популярностью пользовались свечи, соль, сахар-рафинад, гречка, упаковки сухого спирта, тушенка. Затем лекарственные средства, в том числе сердечно-сосудистые препараты. Нашлись люди, которые арендовали места в бункерах, покупали авиабилеты в один конец на родину майя в Мексику. Или просто ехали подальше от дома, к примеру, на Гоа. Некоторые шли на специальные курсы по подготовке к "концу света". Приятно, что перед лицом вселенской угрозы россияне не забывали о собственной внешности. В декабре спрос на услуги косметологов и парикмахеров не снижался.
"В ноябре 2012 года оборот розничной торговли по факту составил 1892,7 миллиарда рублей. "По опыту последних лет, декабрьский оборот превосходит ноябрьский на 19-20 процентов. Это примерно в 2,3 триллиона рублей", - говорит Николаев. Исходя из этого, 3 процента россиян, активно готовившихся к апокалипсису, всего потратят на покупки товаров в декабре 2012 года, порядка 69 миллиарда рублей.
Оценивая долю затрат на "конец света" в их тратах в 25 процентов получаем, что это 17,3 миллиарда рублей. Аналогичный расчет по рынку услуг (туристических, транспортных, связи, культуры) дает цифру примерно в 4 миллиарда рублей. Необходимость учесть траты на лекарства, средства для ухода за телом и косметику, бункеры, рестораны заставляет прибавить еще 2-3 миллиарда рублей.
Таким образом, сумма затрат, основанных на прогнозируемых данных по декабрю 2012 года, составит порядка 23-24 миллиарда рублей. Однако эту цифру, по мнению Николаева, необходимо скорректировать в сторону увеличения с учетом того, что готовившиеся к "концу света" граждане делали покупки задолго до конца декабря. Повышенный спрос на ряд товаров наблюдался в некоторых регионах еще в сентябре-ноябре 2012 года.
Общую сумму затрат россиян на "конец света" аналитики ФБК оценили в 30 миллиардов рублей. В тоже время наблюдались сдерживающие факторы в потребительском настроении россиян: мол, зачем тратиться, если скоро все равно "конец света".
"Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния "конца света" практически не почувствовала", - резюмирует Николаев.