Выставка эта, с одной стороны, выстроена как ностальгический проект, отсылающий к светлому времени "оттепели". Проблема в том, что именно эта эпоха в живописи ознаменовалась появлением "неофициального" искусства после знаменитой выставки 1962 года в Манеже, когда Хрущев обратился к молодым художникам со словами: "Идите, показывайте свою мазню".
Понятно, что на территории официального академического института опыты "неофициального" искусства "оттепели" расцветать не могли. Речь шла об академизме, но с человеческим лицом. Традиции, которая отсылала к модернистской "аскезе" 1920-х годов, но без радикальных авангардистских экспериментов. Сама коммунистическая утопия сомнению не подвергалась. Неудивительно, что при ближайшем рассмотрении в работах студентов образ светлого настоящего определялся, с одной стороны, ностальгией по чистоте "ленинизма", с другой стороны - новой попыткой создания образа светлого будущего. Среди самых интересных экспонатов - минималистские проекты студенческого городка и огромного стадиона, панорама города будущего с небоскребами и функциональный лаконичный проект НИИ автоматизации и приборостроения...
Попытка обнаружить нового человека "оттепели" в академических штудиях, мягко говоря, непростая задача. Тем не менее кураторам удалось справиться с ней. Естественно, перед студентами сидели отнюдь не физики-лирики-геологи, ставшие героями эпохи. Позировали обычные натурщики. Тем любопытнее, как неожиданно в этих добротных ученических работах проявилось время. Если оставить в стороне пышные юбки - отраженный отблеск диоровского "нью-лука", наличие гитары у натурщика (намекающей не на Пикассо, а на бардовскую песню), неопределенную поэтичность "мечтательниц" и эскизы монументальных панно со строителями коммунизма, то, пожалуй, самой яркой чертой станет как раз стирание социальной определенности.
По-моему, это довольно далеко от неореализма, к которому отсылает название выставки. Понятно, название - скорее метафора, позволяющая провести параллели между стилистическими поисками западного искусства и отечественных мастеров. Но показательно обращение именно к кинематографическим параллелям, а не к живописным поискам, которые определялись американской экспрессионистской абстракцией, а затем поп-артом. Можно найти общие черты, которые объединяют "суровый стиль" (его на выставке представляют сильная живопись Галины Кудрявцевой, Рубена Агишева или Альберта Кириллова) с кинематографическим видением мира итальянских режиссеров. Прежде всего это ориентация на левую идеологию, вкус к социальным проблемам, драматизму повседневной жизни. Отчасти были сходными и истоки - попытка распрощаться с опытом тоталитарного режима с его опорой на классическое искусство. Но дальше пути разошлись. Попытка нарисовать социализм с человеческим лицом в одной отдельно взятой академии в итоге оказалась еще одной утопией, жирную точку в которой поставили танки в Праге в 1968 году.