В 1992 году вместе со своими молодыми коллегами и студентами театрального института (тогда ЛГИТМиК, ныне СПАТИ) Марина Дмитревская отважилась на почти безумный шаг - по сути, на свой страх и риск, в стране открытой всем смутным и свежим ветрам бурного времени, создать театральный журнал, которого не было в городе на Неве целых полвека!
Начало 90-х было временем, когда молодое поколение гуманитариев пыталось собрать в цельную картинку образ рухнувшей, некогда существовавшей и только рождающейся страны. Город кровавил страшной памятью о невинно погубленных двумя режимами жизнях. Город надрывался песнями Бориса Гребенщикова и группы "Кино", город искал пластическое выражение своей боли в урбанистическом танце Антона Адосинского и его группы "Дерево", город создавал новое искусство в Свободном университете и осмыслял новое кино усилиями Сергея Добротворского и Михаила Трофименкова. Молодые критики Леонид Попов и Марина Корнакова, Марина Заболотняя и Лилия Шетенбург, Инна Скляревская и многие другие искали новый язык критического исследования театральной реальности.
В маленькой чердачной комнатке на площади Искусств толпились режиссеры нового поколения - Григорий Дитятковский и Клим, Григорий Козлов и Андрей Могучий. Старики любили это место новой жизни не меньше, чем молодые. Вместе всем хорошо спорилось и выпивалось. Александр Моисеевич Володин и Эдуард Степанович Кочергин, Резо Габриадзе и немецкий режиссер Роберто Чулли - кого здесь только не было. На глазах формировалась и радовалась своему возрождению интеллектуальная среда города и мира.
Так возник толстый профессиональный журнал, который в отличие от своих московских коллег - журнала "Театр" и "Московского наблюдателя" - выходил все эти годы без пауз. А если учесть, что с годами он оказался единственным изданием, которое последовательно - шаг за шагом - описывало и анализировало жизнь российской провинции, было хорошо известен во всех уголках России, то его по праву можно назвать энциклопедией отечественного театра последних десятилетий. По ежегодному европейскому рейтингу журнал входит в пятерку лучших театральных изданий Европы. "ПТЖ" расходится по всему миру, редакция консультирует российские фестивали, является учредителем Всероссийского фестиваля "Пять вечеров" им. Александра Володина, издает книги ("О Володине. Первые воспоминания", "Театр Резо Габриадзе", "Разговоры", "Охотничьи книги" Марины Дмитревской, "Как инсценировать прозу" Натальи Скороход), выпустил мультимедийную образовательную программу "Приглашение в театр".
Все активней живет и сайт, где редакция осуществляет долгосрочные проекты "Пресса о петербургских премьерах", "Драматургия" и "Отдел кадров". Блог журнала работает в режиме ежедневного общероссийского театрального интернет-ресурса.
Редакция сменила за 20 лет немало адресов. Кажется, что все они уже вошли в живую историю Петербурга. "Чердак" на площади Искусств, 5, подвал "Бродячей собаки" и Моховая, 30 - адреса, которые знает вся театральная Россия.
Новые имена критиков по-прежнему заявляют о себе именно здесь. Долгого плавания тебе, ПТЖ!