Новости

25.12.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Было бы желание

Госдума приняла пакет поправок, направленных на упрощение процедур эмиссии ценных бумаг. Законопроект вносит существенные изменения в процедуру регистрации эмиссионных документов, сокращает сроки проведения эмиссии и освобождает от регистрации проспекта определенные виды эмиссий.

В частности, от регистрации проспектов освобождены эмиссии для квалифицированных инвесторов, небольшие по объемам (до 200 млн руб. в год), небольшие по количеству неквалифицированных приобретателей (до 150, не считая владельцев ценных бумаг, реализующих преимущественное право), а также эмиссии, в соответствии с условиями которых каждый инвестор должен уплатить не менее 4 млн руб.

Поправки также наделяют регулятора правом определять требования к содержанию проспекта, а фондовую биржу - правом регулировать раскрытие информации для публичного обращения ценных бумаг, эмиссия которых не сопровождалась регистрацией проспекта. Законопроект отменяет двухнедельный срок между раскрытием проспекта и началом размещения, а также сокращает срок преимущественного права, если эмитент раскрывает информацию о нем на сайте или в СМИ. Вводится возможность обращения ценных бумаг после их полной оплаты, а сделок с ними - с момента регистрации выпуска. Также появляется возможность частичной оплаты акций при наличии обязательства по их оплате со стороны инвестиционного банка. Поправки также отменяют ряд ограничений на выпуск биржевых облигаций, в том числе по кругу эмитентов, наделяя фондовую биржу правом определять соответствующие требования к биржевым облигациям.

- Содержащиеся в законопроекте изменения носят положительный характер, но они все же не революционные по сравнению с аккредитацией клиринговой системы Euroclear и возможностью вести в ней расчеты по российским ценным бумагам, - отметил директор по инвестициям УК "УралСиб" Олег Галкин. - Ждать волны размещений акций после принятия этого закона не приходится. При этом количество размещений облигаций и так достаточно велико, а с введением Euroclear должно увеличиться. Среди причин, по которым российские эмитенты до сих пор предпочитают размещать акции за рубежом, я бы отметил доступ к более широкому кругу потенциальных инвесторов и, следовательно, возможность привлечения в размещаемые ценные бумаги большего объема средств.

Для привлечения инвесторов на российскую биржу и увеличения числа размещений необходимо вести работу по созданию базы "длинных денег" и совершенствовать рыночную инфраструктуру, считает эксперт. Также нужно обеспечить на законодательном уровне защиту прав инвесторов и сформировать условия для появления новых инструментов, которыми уже пользуются инвесторы на других рынках.

По мнению старшего аналитика ИГ "Норд-Капитал" Романа Ткачука, низкая привлекательность Московской биржи в глазах западных инвесторов объясняется, скорее, осторожным отношением к России, чем недостаточной развитостью инфраструктуры. Он напомнил, что российские биржи в нынешнем виде были созданы после 1998 года. Биржи, существовавшие ранее, не пережили дефолта, а 15 лет - маленький срок для существования рынка. Биржи в США, например, насчитывают более 200 лет своей истории.

Что касается технологических моментов, по словам Ткачука, условия размещения акций на Московской бирже не самые удобные для эмитентов - в частности, непростая процедура листинга и повышенные требования к эмитентам. Из-за этого ряд российских эмитентов, как и эмитенты ближайших стран (например, Украины и Казахстана), предпочитают проводить IPO в Лондоне, Франкфурте и Варшаве, хотя при прочих равных условиях они предпочли бы Москву.

Упрощение процедуры листинга на российских биржах можно только приветствовать, считают участники рынка. Основная идея законопроекта состоит в избавлении от двойного контроля при выпуске ценных бумаг, который сегодня осуществляют как государственные надзорные органы, так и фондовая биржа. "Эта инициатива хорошо согласуется с ожидаемыми изменениями правил листинга на ММВБ в следующем году, которые, в частности, предполагают появление специального премиального сегмента, к эмитентам которого будут применяться повышенные требования с точки зрения раскрытия информации", - отметил начальник отдела анализа рынков БД "Открытие" Константин Бушуев. Он согласился с коллегами в том, что одно только снижение бюрократических барьеров на пути эмитентов к бирже не сделает размещение в России предпочтительнее, чем, например, в Лондоне. По его словам, Лондон или Нью-Йорк привлекает сегодня эмитентов в первую очередь наличием обширной базы инвесторов, в том числе и тех, которые не хотят или не могут работать в России.

Аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко обратил внимание на то, что законопроект призван внести некоторые существенные разноплановые поправки в текущее регулирование рынка ценных бумаг. Основные изменения, связанные с эмиссией ценных бумаг, направлены на упрощение выхода и снижение издержек при эмиссии ценных бумаг на бирже компаний малой капитализации. Вместе с тем основным сдерживающим фактором для небольших фирм, по мнению эксперта, является резкое сокращение торговых оборотов на Московской бирже. Как следствие, это ведет к заниженной оценке капитализации компаний второго и третьего эшелона - в сумме с недостаточной ликвидностью бумаг это заставляет компании повременить с эмиссией, учитывая, что расходы на "публичность" являются постоянными. По словам аналитика, позитивно сказаться на ликвидности компаний второго и третьего эшелона должно упрощение процесса выплаты дивидендов. Это может привести к увеличению количества эмитентов, которые будут проводить процесс премирования акционеров.

"При позитивном движении фондовых рынков в следующем году и увеличении среднего оборота торгов на вторичном рынке обращения бумаг этот законопроект будет служить важным катализатором выхода на рынок компаний малой капитализации", - заключил эксперт.

Экономика Финансы Фондовый рынок Законодательная власть Госдума