Новости

25.12.2012 00:20
Рубрика: Экономика

Горючее далеко не утечет

Цены на сжиженный газ будут регулируемыми
Регионы России с 2013 года будут газифицироваться с помощью сжиженных газопродуктов. Причем государство, сдерживая удорожание газификации, до 2014 года не выпустит на "рыночную свободу" внутренние цены на эту продукцию. Параллельно расширится автопарк на компримированном (сжатом) и сжиженном газе ввиду низких цен на это топливо (оно минимум на 25% дешевле бензина и дизтоплива). Но отечественных средств для перевозки и хранения газопродукции не хватает: в этой сфере преобладает импорт из дальнего зарубежья. Это основные выводы III международной конференции "Рынок CУГ и СПГ России", прошедшей в Москве.

Как отметила Анна Бондаренко, эксперт аналитического центра "Кортес", объемы поставок сжиженных углеводородных газов (СУГ) в танк-контейнерах за 2012 год выросли рекордно: на 36% по сравнению с 2011-м, составив 340 тыс. тонн. Эта тенденция показывает рост спроса на данное топливо, обусловленный прежде всего его низкой ценой. Причем, по ее данным, растут перевозки этой продукции в основном по железным дорогам. Но пока нет должной оснащенности железнодорожных станций пунктами приема и отправки этого топлива, что не позволяет в полной мере удовлетворять внутренний "сжиженный" спрос. Кроме того, танк-контейнеры для СУГ в России - в основном китайского производства, так как в РФ пока не налажено производство листовой спецстали для этих перевозочных средств.

Что касается автогазозаправочных станций (АГНКС), заместитель гендиректора по реализации ОАО «Газпром газэнергосеть» Дмитрий Миронов сообщил, что в планах холдинга в 2013 году создать в РФ более 50 АГНКС. "Проблема заключается и в поиске земельных участков. Построить не так трудно, как найти землю", - отметил он.

Кроме того, по его словам, с 2013 года в ежегодную программу холдинга по газификации регионов РФ будут включены обязательные разделы об использовании газомоторного топлива и формировании соответствующей инфраструктуры. В частности, будут прописаны обязательства сторон по расширению сети АГНКС, предоставлению земельных участков под их строительство и по переводу транспорта на газ. Причем синхронно со строительством новых АГНКС. В этом случае, пояснил "РБГ" Д. Миронов, "Газпром" будет отвечать за создание заправок, а власти региона - за переоборудование/обновление автобусного или автомобильного парка. Что позволит преодолеть замкнутый круг, когда нет потребителя, потому что нет инфраструктуры; и нет инфраструктуры, так как нет потребителя. Будут также создаваться передвижные заправки.

По данным форума, российский парк автомобилей, работающих на природном газе, ныне достигает 86 тыс. ед. К настоящему времени в 59 субъектах Федерации (из 82) действуют 243 АГНКС. Причем в 2011 году через них было реализовано 361,6 млн куб. метров сжатого газа, что на 16,6 млн кубометров больше, чем в 2010-м. И спрос на такие заправки продолжает расти.

Для стимулирования газификации страны и перевода транспорта на сжиженный/сжатый газ государство пока не будет "отпускать" цены на это топливо. "Минэнерго России видит возможность либерализации рынка сжиженных углеводородных газов в России не ранее 2014 года", - заявил начальник отдела внутреннего рынка нефтепродуктов и газа минэнерго Алексей Заитов. Он добавил, что при переходе к ценовой либерализации система балансовых заданий по CУГ-CПГ может быть заменена такой моделью: сохранится действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить потребителей СУГ гарантированными объемами по долгосрочным контрактам. Но тогда цена на СУГ по другим контрактам и в свободной продаже, как отметил А. Заитов, будет определяться по рыночным критериям.

Напомним, что с 1991 года государство устанавливает цены на сжиженный газ в рамках балансовых заданий. Они предусматривают, что перед продажей газа на свободном рынке производители СУГ-СПГ должны обеспечить на 100% коммунально-бытовое хозяйство страны.

Экономика Отрасли Нефть и газ