Татьяна Полякова, писательница:
С хамством, безусловно, надо бороться. Если человек чувствует себя безнаказанным, у него развивается качество, которое в русских традициях называется "распоясаться". Иногда в ситуациях, не стоящих выеденного яйца, люди ведут себя таким образом, что просто диву даешься. Я не уверена, стоит ли определять за это арест в пятнадцать суток, но штрафы необходимы. Причем очень серьезные, чтобы человек нес ответственность за свои слова. Хотя и считается, что у наших людей широкая душа, на денежные лишения они реагируют очень остро.
У хамства нет каких-то степеней. Нельзя же быть "немножко беременной". Это нелепо. Хамство есть хамство, и людям обязательно надо говорить об этом. Если брать пример о выгуле собак без намордников - о таком случае "Российская газета" пишет на 1-й и 9-й полосах - нужно, чтобы несколько соседей вышли сразу и высказали свое недовольство, а не терпели молча. Если не подействует - вызывать полицию. Главное - довести дело до конца - да, это затратно, неприятно, но я вас уверяю - результат стоит того. У нас был сосед, забывавший, что он в подъезде живет не один. Мы его вынудили вести себя достойно. Он не только стал культурней, но начал к тому же сам активно следить за порядком.
В основном у нас государство устроено так, что мы чаще всего обращаемся за помощью к чиновничьему аппарату. Поэтому в данном вопросе я бы, честно говоря, начала с чиновников. При малейшем намеке на откровенное недовольство и презрение к тем, кто к ним обращается, особенно к людям пожилого возраста, сразу наказывать рублем. Для первого раза лишать премии, потом половины зарплаты и так далее. А чтобы не возникало спорных вопросов, надо везде ставить видеокамеры.
Хорошие манеры должны прививаться еще со школы. Взрослого человека спасет лишь самовоспитание, при условии, что у него есть такое стремление. Однажды мы ехали на машине, в роли водителя была моя помощница. Нас подрезал какой-то дядечка и открыл окошечко, чтобы добавить какие-то "добрые" слова. Девушка очень долго не могла отойти от случившегося. Я не выдержала, подхожу к ней и говорю: "Прошло уже три часа! Этот несчастный дядька нахамил тебе, уехал и забыл, а ты до сих пор обиду держишь и нервничаешь. Не слишком ли жирно для этого типа?" Все люди разные, и главное - осознание, нужно ли оно тебе. Противостоять хамству ни в коем случае нельзя теми же методами. Но хамов всегда нужно ставить на место. Я, например, очень спокойно всегда говорю: "С какой стати вы позволяете себе разговаривать со мной в таком тоне?" Очень часто это производит впечатление, поскольку люди, ожидая соответствующего ответа на свои крики, очень теряются при спокойной реплике. Если мы хотим жить в нормальном обществе, нужно и самим себя нормально вести, и людям говорить об этом.