- Конечно, в следующем году работы нам значительно прибавится, - рассказала "РБГ" начальник управления лицензирования и лекарственного обеспечения минздрава Калужской области Ирина Чернова. - Но оформление лицензий областным лечебно-профилактическим учреждениям - это еще не все и не самое сложное. Мы все же имеем опыт лицензирования муниципальных и частных медицинских учреждений, и сама процедура нам знакома. Но к нам перейдут и контрольно-надзорные функции. А мы сможем провести не более 50 плановых проверок в год по каждому виду деятельности - фармацевтической и медицинской. Это при условии, что два сотрудника будут практически постоянно заняты проверками, а на оставшихся упадет возросший объем работы по лицензированию медицинских организаций.
Законом предусмотрены федеральные субвенции на эти виды работ, которые позволяют увеличить штаты соответствующих подразделений в зависимости от числа подведомственных медицинских организаций и численности обслуживаемого ими населения.
- В масштабах нашего региона к пулу лицензируемых прибавится несколько десятков учреждений - краевые больницы, диспансеры, учреждения социальной защиты и т.п., - дополняет заместитель председателя комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Ставропольского края Александр Дейнеко. - Чтобы не создавать хаоса, мы совместно с минздравом составили график подачи документов на оформление лицензий, и тут проблем, надеюсь, не возникнет. Но по самым скромным подсчетам, нам необходимо увеличить штат сотрудников, занятых на передаче полномочий, вдвое. А предполагаемые субвенции сделать этого не позволяют, в них, к примеру, не предусмотрены такие затраты, как транспортные, оплата труда водителей и т.п. Но чудес не бывает - нехватка средств заставит сократить число плановых проверок, которое, по логике, должно было бы возрасти.
- У нас число подведомственных медицинских организаций увеличится на 600 - более, чем вдвое, - приводит цифры начальник отдела лицензирования департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Ольга Шугальская. - При такой нагрузке по штату у нас в отделе должно работать 13 сотрудников, а фактически их сейчас всего 5. И позволит ли субвенция увеличить штат, не ясно - о какой сумме идет речь, пока неизвестно. Мы считаем, что процедура лицензирования, несомненно, наводит порядок и дисциплинирует учреждения, но нам уже несколько лет приходится работать в условиях аврала. А это качеству работы не способствует. И проводить больше плановых проверок, как того требует прокуратура, мы не сможем.
Полномочия по лицензированию и контрольно-надзорным функциям фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотиков, психотропных средств и т.п. уже были переданы субъектам Федерации год назад. Но далеко не все регионы справились с новым объемом работы.
- В первом полугодии 2012 года мы провели анализ исполнения органами власти субъектов Федерации переданных им полномочий в части контроля за деятельностью аптечных организаций частной и муниципальной форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармдеятельность, - рассказывает руководитель управления организации госконтроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора Ирина Крупнова. - Выводы были неутешительны: практически во всех субъектах эту функцию не выполняют в полном объеме. За год соответствующие органы проводят контроль в отношении всего от 0,2 до 3-5% аптечных организаций. Но даже и в тех организациях, в которых были выявлены нарушения, меры административного взыскания не применяются. Отсутствие должного контроля и невысокие административные штрафы негативно влияют на работу аптек. В них нередко отсутствует обязательный минимальный ассортимент лекарств, есть факты превышения установленных предельных розничных надбавок к отпускным ценам производителей, нарушаются правила хранения лекарств. Имеют место и вопиющие случаи реализации лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. Везде отмечается порочная практика реализации рецептурных лекарств без рецепта врача. Органы исполнительной власти субъектов не принимают должных меры контроля и за устранением выявленных нарушений.
Неблагополучна ситуация и с лицензированием аптек: все чаще Росздравнадзор выявляет факты предоставления лицензии по бумагам, без проведения проверок того, может ли аптека выполнить обязательные требования законодательства при осуществлении фармацевтической деятельности. В результате аптеки начинают свою деятельность без холодильников, оборудования для хранения лекарств, а подчас и в помещениях, требующих ремонта.
Но если передача полномочий по лицензированию и контролю фармацевтической деятельности оказалась не по силам региональным властям, то как сложится эта работа в отношении медицинских учреждений - вопрос пока открытый. А любое несоответствие лицензии фактическим возможностям учреждения оказывать медицинскую помощь - это риски для пациентов и медперсонала. И причиной возможных недостатков может быть не просто слабая организация работы, но и нехватка средств для увеличения штата контролирующих органов. В регионах этим серьезно обеспокоены. До 1 января времени остается всего ничего.