Напомним, до сих пор четкой формулировки, что такое моногород, нигде в официальных документах не зафиксировано. Эксперты придерживаются определения, что это населенный пункт, где работает, как правило, одно градообразующее предприятие, на котором трудятся не меньше 25% трудоспособного населения. Кроме того, доля производимой этим предприятием продукции должна составлять не менее 50% от общего объема промышленного производства в этом городе.
Сколько сейчас в нашей стране монопрофильных городов, пока никто назвать не берется. По одним данным, их 150, по другим - 340. Поэтому глава Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский предложил определиться с жесткими критериями определения моногородов.
По словам Дмитрия Голованова, перечень таких населенных пунктов "постоянно актуализируется", на одном из последних заседаний рабочей группы некоторые моногорода пришлось вычеркнуть из списка по причине того, что все меньше людей остаются работать на градообразующем предприятии.
Он отметил, что в 2010 году 35 наиболее нуждающимся моногородам была оказана господдержка. А именно из разных источников были направлены средства на строительство инфраструктуры инвестиционных объектов, помощь малому и среднему бизнесу. "В 2011 году поддержку государства получили еще 15 моногородов, - сообщил Голованов. - Госсредства выделили в конце года, и в начале 2012 года в этих городах началось активное строительство инфраструктуры. Всего в прошлом году государство потратило на помощь монопрофильным городам более 4 млрд рублей".
Вся поддержка таким территориям идет по линии различных министерств и ведомств. К примеру, минэкономразвития оказывает помощь по программе МСБ, минсельхоз - по рыборазведению, минтранс - по развитию транспортно-логистических центров. Однако отдельной госпрограммы для моногородов нет, хотя еще в 2009 году замминистра регионального развития Юрий Осинцев обещал, что она должна увидеть свет в 2010 году. Поэтому на "круглом столе" первое, о чем спросили представители местных властей чиновника минрегионразвития: когда будет наконец разработана ФЦП по моногородам?
По словам Дмитрия Голованова, специальную госпрограмму по поддержке моногородов планировалось запустить на период с 2013 по 2020 годы. Однако предложение не поддержали - в итоге в трехлетнем бюджете деньги на муниципалитеты, имеющие на своей территории градообразующие предприятия, не заложены. Тем не менее в минрегионразвития пообещали, что, скорее всего, рабочий план мероприятий по оказанию помощи таким городам будет рассмотрен на заседании правительства в феврале следующего года. По мнению чиновников министерства, есть надежда на финансирование госпрограммы по моногородам с 2016 года.
"Пока же разрабатывается план мероприятий, который поделит зоны ответственности за моногорода между министерствами и ведомствами, - успокоил собравшихся Дмитрий Голованов. - В этом году отбор прошли 10 городов для реализации на их территориях инвестиционных проектов".
Почему так мало? Дело в том, что в минрегионразвития готовы поддерживать альтернативные проекты и вообще делают упор на диверсификацию производства. К тому же, к проектам здесь достаточно жесткие требования, и далеко не все муниципалитеты в состоянии подготовить правильный пакет документов для инвесторов. Какой выход у территорий? Голованов полагает, что местным властям не нужно жалеть денег на подготовку проектно-сметной документации.
- У муниципалитетов нет денег на подготовку такой документации, - возражает председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.
Вообще, как выяснилось на "круглом столе", до местных властей далеко не всегда доходят выделяемые федеральным центром средства. Так, заместитель главы города Каменск-Уральский Светлана Жукова пожаловалась, что в этом году в рамках программы занятости к ним из субъекта РФ практически ничего не поступало. Замдиректора Департамента занятости населения минтруда и соцзащиты Ирина Гривина очень удивилась и обещала разобраться. По ее словам, ситуация с занятостью населения в моногородах везде разная, но поводы для оптимизма есть. "В Югре и Нижневартовске уровень безработицы 0,1% - ниже, чем по Москве, - сообщила она.
Самую бурную реакцию в РСПП вызвало предложение Дмитрия Голованова активнее переселять трудоспособное население из "затухающих"моногородов, используя для этого средства Фонда развития ЖКХ. По мнению Руденского, переселение людей из насиженных мест не решит проблему. "Дешевле поддержать действующие предприятия на месте, - считает депутат, - для этого нужна программа, которая позволит создать на этих территориях особые условия. Например, освободить градообразующие предприятия от налога на прибыль, пока они не встанут на ноги".
Заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов уверен, что в мобильности населения нет ничего плохого, просто нужно менять психологию людей, отрицающих трудовую миграцию. По примеру успешно работающего на территории области фонда "СУЭК-регионам",, он предложил активнее привлекать к программе развития моногородов естественные монополии и госкорпорации. В свою очередь представитель Внешэкономбанк заявил, чтов декабре специально для моногородов снизился минимальный порог инвестиционной стоимости проекта, претендующего на финансирование ВЭБ с двух до одного миллиарда рублей.
Дмитрий Исламов многих удивил оригинальным предложением - создавать в моногородах университетские центры. В пример он привел американский Питсбург, где было создано 20 университетов, а затем в городе открыли офисы 50 крупных компаний с мировым именем.
В минрегионразвития считают, что необходимо создавать собственную "библиотеку типовых проектов" для тиражирования на различных территориях. Чтобы, к примеру, можно было поделиться опытом, как сделать прибыльным бизнес на дикоросах.